Анатомия армии

Вермахт
Артиллерийская 4-орудийная батарея 10-см. пушек на механической тяге танковой дивизии 
Штат № 457 от 1.11.1941г.
( Batterie 10cm. Kanone (zu 4 Geschutzen) (mot.Z.) einer Panzerdivision ))
(K.St.N.457 v. 1.11.1941)

В 1941 году в составе танковых дивизий Вермахта кроме танковых и мотострелковых полков имелся моторизованный артиллерийский полк (Artillerie-Regiment (mot.)), имевший в своем составе батарею разведки (Beobachtungs-Batterie)   два легких моторизованных артиллерийских дивизиона (leichte Artillerieabteilung (mot)) и   один тяжелый моторизованный артиллерийский дивизион (schwere Artillerie-Abteilung (mot)) .

В этом тяжелом артиллерийском дивизионе кроме двух тяжелых гаубичных батарей на механической тяге (schw. Feld-Haubitz-Bttr. (mot. Z.) ) имелась также батарея   105 мм. пушек на механической тяге (Kanonen-Batterie (mot.Z.)).

В данной статье мы подробно разберем штат этой самой пушечной батареи.

От автора. Не раз приходилось слышать удивленные вопросы о том, как могла воевать танковая дивизия, которая потеряла все свои танки. Люди, не искушенные в военом деле, обычно полагают, что танковая дивизия это одни только танки. Много танков. Мол, нет танков, нет и дивизии.

Отнюдь. Танков в танковой дивизии не так уж и много. Полторы-две сотни. Один полк из четырех. Конечно, танки это главная ударная сила дивизии и без них она теряет свои преимущества перед пехотной или мотопехотной дивизией. Но остаются два мотострелковых  полка и артиллерийский полк, не говоря о подразделениях боевого обеспечения. Держать оборону танковая дивизия без танков может  вполне прилично. Да и наступать тоже может. Наступали же пехотные дивизии. Только старшие начальники уже не могут ей ставить те задачи, которые дивизия могла выполнять, когда она имела танки.

И еще небольшое примечание. В немецкой военной терминологии принято обозначать калибры орудий в сантиметрах, отбрасывая при этом дробную часть. У нас принято обозначать калибры в мм. Отсюда, пушки описываемой батареи у немцев обозначаются как 10cm Kanone, тогда как их калибр 105мм. Иногда это вводит историков в заблуждение и они полагают, что у немцев были 100мм. пушки, и 105мм. пушки.

Ну и уж вовсе неприлично артиллеристам историкам  не знать, что советский 82-мм. миномет и немецкий 81мм. миномет имели совершенно одинаковый внутренний диаметр ствола - 81.4 мм. Почему наши округлили число в одну сторону, а немцы в другую, Бог их знает, но стрелять чужими минами могли и те и другие. Так что имеющее широкое хождение утверждение о том, что наши специально сделали калибр миномета больше с тем, чтобы немцы не могли  стрелять из своих минометов нашими боеприпасами, не больше, чем легенда.

Итак, 4-орудийная батарея 105-мм. тяжелых пушек насчитывает 5 офицеров, 23 унтер-офицера и 112 солдат. Всего 140 человек.

Примечание. Звания в батарее кавалерийские.

Основное вооружение батареи 4 тяжелых орудия s.K.18 (справку по характеристикам орудия см.  в конце статьи). Некоторые батареи вместо s.K.18 могли иметь на вооружении  чешские трофейные пушки калибра 105 мм., получившие  в Вермахте обозначение s.K.35(t). Тяга орудий полугусеничные тягачи Sd.Kfz.7.

Структурно батарея состоит из следующих подразделений:

*Группа управления (Gruppe Fuehrer ), в которую входит командир батареи со своим водителем и батарейное отделение
      (Batterietrupp).
*Команда связи (Nachrichtenstaffel ), в которую, кроме командира и нескольких радистов на автомобильных рациях, входят еще
    моторизованное среднее телефонное отделение типа b (mittlerer Fernsprechtrupp b (mot)) и
    моторизованное отделение ранцевых радиостанций типа f (Tornisterfunktrupp f (mot)).
*Боевая батарея (Gefechtsbatterie), разбитая на
       орудийную команду (Geschutzstaffel) и
       команду боеприпасов (Munitionsstaffel).
*1-я тыловая команда  (Tross I), в которое кроме военнослужащих служб снабжения входит также
        ремонтное отделение (Kfz.Instandsetzungstrupp).
*2-я тыловая команда ((Tross II).
*Вещевое отделение (Gepaecktross).

Группа управления (Gruppe Fuehrer )

Группа управления предназначена для общего руководства батареей,  управления огнем батареи, организации артиллерийской разведки наблюдением, передачи данных для стрельбы в боевую батарею.
В ней насчитывается личного состава - 21 человек,
из них офицеров -3, унтер-офицеров -6,  солдат -12.
Вооружение:
-пистолетов -10
-пистолет-пулеметов -1 (бортовое оружие бронетранспортера)
-карабинов -11
Техника:
- мотоциклов без колясок -3
-легковых автомобилей -4
-легких бронетранспортеров -1.

Должность Звание Оружие Техника
Командир батареи риттмайстер пистолет  
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Средний легковой автомобиль-вездеход   Kfz.15
                                                             Батарейное отделение (Batterietrupp)
Офицер артиллерийской разведки лойтнант- оберлойтнант пистолет  
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Легкий  легковой автомобиль-вездеход   Kfz.1
Командир группы вычислителей обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
2 теодолитчика обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолеты  
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Средний   легковой автомобиль-вездеход   Kfz.15 с оборудованием
5 радистов функер - гефрайтер 3 карабина
2 пистолета
 
Водитель радийного легкового автомобиля крафтвагенфарер- гефрайтер карабин Радийный легковой автомобиль Kfz.2
Посыльный (он же горнист) обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин Средний мотоцикл без коляски
2 мотоциклиста-посыльных крафтрадфарер - гефрайтер карабины 2 средних мотоцикла без колясок
Передовой наблюдатель лойтнант- оберлойтнант пистолет  
Помощник наблюдателя (он же радист) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет  
Наблюдающий в стереотрубу обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет  
Водитель наблюдательного бронетранспортера крафтвагенфарер - гефрайтер пистолет Легкий наблюдательный бронетранспортер Sd.Kfz.253
(бортовое оружие пистолет-пулемет)

artbatarea-457-8.jpg (12687 bytes)От автора.  Очень странно и непривычно для меня, как советского офицера,  было узнать, что командир батареи ( как и командиры рот в других родах войск) в Вермахте не имел абсолютно никакого отношения к хозяйственной стороне жизни роты, совершенно ею не интересовался и не нес за это никакой ответственности. Его основной   обязанностью было управление боевой работой батареи в бою. Естественно, он отвечал за готовность батареи к ведению огня, т.е. за техническое состояние орудий,  транспортных средств, средств связи, наличие боеприпасов. Но вопросы - одеты ли солдаты, накормлены ли они, как размещены для ночлега, здоровы ли они, его это не занимало вовсе. За это целиком и полностью отвечал гапутвахтмайстер (старшина батареи по нашему). Этот самый старший унтер-офицер в батарее фактически был независим от командира батареи, который мог только ставить ему общие задачи, ориентировать в обстановке, выслушивать доклады. Но он не мог вмешиваться в область деятельности гауптвахтмайстера.
Не здесь ли кроются истоки того, что солдаты Вермахта оказались без теплого обмундирования к началу русской  зимы? Старшина не слишком значимая фигура в вышестоящих инстанциях, чтобы добиваться поставок теплых вещей. Строевые командиры вышестоящих инстанций тоже не слишком обременяли себя заботами о хозяйственной части. Ну и так до самого верха.

Очень любопытные строки из мемуаров генерал-фельмаршала авиации А.Кессельринга, который в начале русской кампании 1941 года  руководил авиацией на Восточном фронте:

"Как только я понял, что нам придется провести зиму где-то в России, я сразу же затребовал зимнее снаряжение, которое благодаря расторопности моего начальника транспортной службы было доставлено почти без задержек. Мы также воспользовались помощью финнов в создании специальных нагревательных устройств, чтобы обеспечить готовность наших чаcтей и подразделений...даже в самые жестокие морозы. Уезжая, я знал, что мои люди обеспечены всем, что необходимо в зимнее время"

А в Сухопутных войсках командиры не позаботились о зимнем. А потом у них все Гитлер был виноват. Как будто это дело вышего руководителя страны думать о шинелях, портянках и подштанниках.

Команда связи (Nachrichtenstaffel )
Основная задача  этого подразделения состояла в организации и поддерживании  радио- и телефонной связи с командованием артиллерийского дивизиона, штабом дивизии, поддерживаемыми танковым и мотострелковыми полками. Для этого она имела как подвижные радиостанции на специальных автомобилях, так и переносные радиостанции.  Кроме того, эта команда разворачивала телефонный коммутатор, обеспечивая телефонную связь внутри батареи.

В команде всего личного состава  20 человек, из них унтер-офицеров -4, солдат -16
Вооружение: пистолетов -1, пистолет-пулеметов -1, карабинов -18
Техника:
- автомобилей для телефонной связи Kfz.15 -1
- автомобилей наблюдения за телефонными линиями Kfz.76 -1
- радийных автомобилей Kfz.2 -1
- радийных автомобилей Kfz.15 -1
- радийных автомобилей Kfz.17/1 -1

Должность Звание Оружие Техника
Командир команды (он же радист и телефонист обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет  
Водитель радийного автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Радийный автомобиль Kfz.15
Унтер-офицер радиосвязи обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
4 радиста функер - гефрайтер 3 карабина
1 пистолет-пулемет
 
Водитель радийного автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Радийный автомобиль Kfz.17/1
                          Среднее телефонное моторизованное отделение типа b (mittlerer Fernsprechtrupp b (mot))
Командир телефонного отделения (он же телефонист) обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
6 телефонистов (один из них также второй водитель автомобиля) ферншпрехер- гефрайтер карабины  
2 водителя автомобилей крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Автомобиль телефонной связи Kfz.15   Автомобиль наблюдения за телефоннымип линиями Kfz.76
                           Моторизованное отделение типа f ранцевых радиостанций   (Tornisterfunktrupp f (mot))
Командир отделения (он же радист) обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
2 радиста (один из них также водитель автомобиля) функер - гефрайтер карабины Радийный автомобиль Kfz.2

От автора. Сказать тут нечего.  Отличная организация связи с высокой насыщенностью радиосредствами.  Неудивительно, что немецкому командованию удавалось сохранять управление своими подразделениями во всех видах боя и в  любой обстановке, легко и быстро перенацеливать удары артиллерии по вновь выявленным целям. А это обеспечивало высокую эффективность артиллерийского огня при сравнительно небольшом количестве орудий.

В нашей же армии связь всегда была самым узким и больным местом. Практически, в годы войны на уровне батальонов и рот единственным видом связи, не считая пеших посыльных, была только телефонная.

Боевая батарея (Gefechtsbatterie)
Основное , центральное подразделение батареи. Почему немцы в штате используют термин "батарея" в двух значениях (1 значение - все расматриваемое в статье  артиллерийское подразделение, 2 значение - основная часть рассматриваемого артиллерийского подразделения), про то автору неведомо.

Боевая батарея разбивается на две команды:
1.Орудийная команда.
2.Команда боеприпасов.

Орудийная команда в свою очередь разбита на два взвода, по 2 орудия во взводе.

artbatarea-457-9.jpg (38277 bytes)Всего в орудийной команде:
Личного состава - 61 человек, из них -офицеров -1, унтер-офицеров -8, солдат -52.
Вооружение:
-пистолетов -12,
-пистолет-пулеметов -2,
-ручных пулеметов -2,
-карабинов -47,
-105.мм. пушек s.K.18 -4
Техника:
-мотоциклов без коляски -1
-легковых автомобилей для зенитной пулементной   установок Kfz.4 -1
-легковых автомобилей Kfz.15 -2
-полугусеничных 8-тонных тягачей Sd.Kfz.7 -5 /

Всего в команде боеприпасов:
Личного состава : 22 человека, из них офицеров -1, унтер-офицеров -1, солдат -20
Вооружение:
-пистолетов -4
-карабинов -18
Техника:
-легковых автомобилей -1
-средних грузовых автомобилей-вездеходов -4

Должность Звание Оружие Техника
                                                             Орудийная команда ( Geschutzstaffel)
Старший офицер батареи лойтнант- оберлойтнант пистолет  
Старшина батареи обервахтмайстер- штабсвахтмайстер пистолет  
Медицинский унтер-офицер санитётсобергефрайтер- санитётсунтервахтмайстер пистолет  
Батарейный слесарь шлоссер - гефрайтер карабин  
Помощник артмастера ваффенмейстергехильфе -гефрайтер пистолет  
Мотоциклист-посыльный крафтрадфарер - гефрайтер карабин Средний мотоцикл без коляски
Водитель автомобиля под зенитную установку крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Легковой автомобиль Kfz.4 с лафетом под зенитную спаренную пулеметную установку
2 пулеметчика машиненганшутце- гефрайтер 2 пистолета
2 ручных пулемета
Пулеметы закрепляются на лафете машины Kfz.4
2 водителя тягача крафтвагенфарер -гефрайтер 1 пистолет-пулемет
1 карабин
Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для запасов
Командир взвода (а) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет  
Вычислитель речер - гефрайтер карабин  
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Средний  легковой автомобиль- вездеход Kfz.15  с оборудованием
Командир орудия (I) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
2 водителя тягача для орудия (один из них также слесарь-моторист) крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для орудия
8 канониров канонире- гефрайтер 7 карабинов
1 пистолет-пулемет
 
Командир орудия (II) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
2 водителя тягача для орудия (один из них также слесарь-моторист) крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для орудия
8 канониров канонире- гефрайтер 8 карабинов
 
Командир взвода (b) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет  
Вычислитель речер - гефрайтер карабин  
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Средний  легковой автомобиль- вездеход Kfz.15  с оборудованием
Командир орудия (III) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
2 водителя тягача для орудия (один из них также слесарь-моторист) крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для орудия
8 канониров канонире- гефрайтер 8 карабинов
 
Командир орудия (IV) обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет 105 мм. пушка s.K.18
2 водителя тягача для орудия (один из них также слесарь-моторист) крафтвагенфарер -гефрайтер карабины Полугусеничный тягач 8-тонный Sd.Kfz.7 для орудия
8 канониров канонире- гефрайтер 8 карабинов
 
                                                             Команда боеприпасов( Munitionsstaffel)
Начальник команды лойтнант- оберлойтнант пистолет  
Заместитель начальника команды обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
Водитель легкового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Легковой автомобиль
12 артиллеристов по боеприпасам канонире- гефрайтер 12 карабинов
 
3 пулеметчика машиненганшутце- гефрайтер пистолеты  
4 водителя грузовых автомобилей крафтвагенфарер -гефрайтер карабин 4 средних грузовых автомобилей для боеприпасов

От автора. В Советской Армии  легковые автомобили всегда рассматривались как привилегия старших командиров. Даже в восьмидесятых годах на весь полк полагался лишь один УАЗик, да и то как  личная машина командира полка. В штабе дивизии УАЗики полагались лишь командиру дивизии и его заместителям. Ну еще Волга как представительский автомобиль командира дивизии.
Ниже полка о легковушках никто даже и не заикался. А ведь   полку  нужно ежедневно множество мелких перевозок. Ну и объезжает  дежурный по полку караулы на огромном КАМАЗе, везет старшина роты четыре тюка постельного белья в прачечную на Урале-4320, доставляет прапорщик на стрельбище два ящика патронов на Зил-131, везет начфин набитый деньгами для солдатского жалованья портфель на огромном ракетовозе.
И никто у нас не задумывался во что обходится стране эта пресловутая экономия на легковых автомобилях. Наверное, большим чинам казалось жутко обидным и несправедливым, если полковой врач повезет двух больных солдат в госпиталь на УАЗике, а не на ГАЗ-66.
Немцы, думается, поступали куда более рационально, давая дешевый и не расходующий так много драгоценное топливо легкий автомобиль, а то и просто мотоцикл всем, кому требовалось в течение дня  помотаться в разные концы. Да и для дела лучше.

Тыловая команда I (Tross I)

Основные задачи этого подразделения -   подвоз горючего для автотранспорта, приготовление пищи для личного состава и ремонт транспортных средств.

В ней личного состава - 9 человек, из них:
-унтер-офицеров -2
-солдат -7
Вооружение:
-пистолетов -1
-карабинов -8
Техника
-мотоциклов с коляской -1
-легковых  ремонтных автомобилей Kfz.2/10 -1
-средних грузовых автомобилей -2
-полевых кухонь Hf.11 или  Hf.13 - 1

Должность Звание Оружие Техника
Унтер-офицер-повар обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
Повар (он же второй водитель для машины подвоза горючего) фельдкох- гефрайтер карабин  
2 водителя грузовых автомобилей крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Средний грузовой автомобиль   для полевой кухни Hf.11 или  Hf.13
Средний грузовой автомобиль  для подвоза горючего.
Второй водитель грузового автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин  
                                          Авторемонтное отделение ( Kfz.Instandsetzungstrupp)
Командир отделения, он же техник обергефрайтер- унтервахтмайстер пистолет  
Мотоциклист, он же слесарь-моторист крафтрадфарер - гефрайтер карабин Мотоцикл с коляской
Слесарь-моторист Мотореншлоссер- гефрайтер карабин  
Водитель ремонтного автомобиля, он же слесарь-моторист. крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Легковой  ремонтный автомобиль Kfz.2/10

Тыловая команда II (Tross II)

Основная задача этого подразделения - содержание и обслуживание, перевозка вспомогательного артиллерийского оборудования (приборы наблюдения, буссоли, теодолиты, канцелярские принадлежности, артпланшеты, комплекты для чистки и обслуживания орудий, шанцевый инструмент и т.п.)

В ней личного состава - 2 человека, из них:
-унтер-офицеров -1
-солдат -1
Вооружение:
-карабинов -2
Техника
-легких грузовых автомобилей -1

Должность Звание Оружие Техника
Унтер-офицер по оборудованию, он же второй водитель. обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
Водитель автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Легкий 1.5-тонный  грузовой автомобиль

Вещевое отделение (Gepaecktross)

Основная задача этого подразделения - содержание, перевозка и ремонт обуви и обмундирования, не соответствующего сезону, а также ремонт сезонного обмундирования, кожанного снаряжения  и обуви.

В ней личного состава - 5 человек, из них:
-унтер-офицеров -1
-солдат -4
Вооружение:
-карабинов -5
Техника
-средних грузовых автомобилей -1

Должность Звание Оружие Техника
Унтер-офицер по оборудованию, он же второй водитель. обергефрайтер- унтервахтмайстер карабин  
Портной, он же помощник водителя шнейдер -гефрайтер карабин  
Сапожник, он же помощник водителя. шумахер -гефрайтер карабин  
Шорник, он же помощник водителя. саттлер -гефрайтер карабин  
Водитель автомобиля крафтвагенфарер -гефрайтер карабин Средний 3-тонный  грузовой автомобиль

От автора. И вновь приходится удивляться огромному количеству вспомогательного   персонала, как это мы видим на примерах танковой роты, роты разведки и мотострелковой роты.  На четыре пушки 140 человек. Из них у самих пушек по 11 человек на орудие, т.е. 44 человека.

Я уже писал, что это и хорошо, и плохо. Очевидно, у немецев во главу угла ставилось максимальное использование каждой единицы вооружения - танка, пушки, самолета. Боевой экипаж, расчет не должны были отвлекаться на побочные, второстепенные заботы. Но ведь при потере, выходе из строя каждой единицы вооружения из боевых действий выпадает больше людей, которым больше нечем заняться в бою, но которые загромождают ближний тыл, остаются едоками и т.п.

Не здесь ли кроется одна из причин   постоянных стенаний немецких мемуаристов по поводу "неисчислимых людских резервов красных"? Может быть организация советских боевых частей была более рациональна и из одинакового количества личного состава мы могли формировать больше именно боевых подразделений, где подавляющая часть солдат были боевым, а не вспомогательным персоналом?

Сводная таблица личного состава, транспортных средств и вооружения батареи:

. Группа управления Команда
связи
Боевая батарея 1-я тыл. команда 2-я тыл. команда Вещевое отделение Итого
орудиная
команда
команда боеприпасов
Офицеров 3 - 1 1 - - - 5
Унтер-офицеров 6 4 8 1 2 1 1 23
Солдат 12 16 52 20 7 1 4 112
Всего личного состава 21 20 61 22 9 2 5 140
Пистолетов 10 1 12 4 1 - - 28
Пистолет-пулеметов 1 1 2 - - - - 4
Карабинов 11 18 47 18 8 2 5 109
Пулеметов - - 2 - - - - 2
105-мм. пушек - - 4 - - - - 4
Мотоциклов без колясок 3 - 1 - - - - 4
Мотоциклов с колясками - - - - 1 - - 1
Легковых автомобилей  Kfz.1 1 - - 1 - - - 2
Легковых радийных автомобилей Kfz.2 1 1 - - - - - 2
Лег.ремонтных автомобилей   Kfz.2/10 - - - - 1 - - 1
Лег.автомоб. зенитных установок Kfz.4 - - 1 - - - - 1
Легковых автомобилей Kfz.15 2 - 2 - - - - 4
Легковых автомобилей связи Kfz.15 - 1 - - - - - 1
Легков. автомобилей радийных Kfz.15 - 1 - - - - - 1
Лег. автомобилей радийных Kfz.17/1 - 1 - - - - - 1
Автом.наблюден. за лин. связи Kfz.76 - 1 - - - - - 1
Полугусеничных тягачей Sd.Kfz.7 - - 5 - - - - 5
Бронетранспортеров  Sd/Kfz.253 1 - - - - - - 1
Легких грузовых автомобилей - - - - - 1 - 1
Средних грузовых автомобилей - - - 4 2 - 1 7

Структурная схема роты

                                    artbatarea-457-5.jpg (33759 bytes)

Числа под заголовками означают численность личного состава в данном подразделении (офицеров /унтер-офицеров/ солдат = всего). Если данное подразделение состоит из нескольких более мелких подразделений, то они вписаны в прямоугольник большего подразделения.

Например, расчет 1-го орудия состоит из 1 унтер-офицера и 10 солдат. Всего расчет из 11 человек. Два орудия составляют взвод. Во взводе кроме двух расчетов имеется 1 унтер-офицер и 2 солдат. Это так сказать, управление взвода, но они  как отдельное подразделение не выделяются. Их численность показана  слева над прямоугольником первого орудия. Таким образом во взводе 3 унтер-офицера и 22 солдата. Всего 25 человек. Два взвода составляют орудийную команду, в которой кроме этих двух взводов есть 1 офицер, 2 унтер-офицера и 8 солдат. Всего, таким образом, в орудийной команде 1 офицер, 8 унтер-офицеров и 52 солдата. Орудийная команда и команда боеприпасов вместе составляют боевую батарею, в которой 2 офицера, 9 унтер-офицеров и 72 солдата. Ну и т.д.

Справка.

105-мм. тяжелая пушка обр.18 ( schwere 10 cm. Kanone 18 (s.K.18))

artbatarea-457-6.jpg (44889 bytes)Разработана в 1931году. Производилась фирмами Rheinmetall и Krupp. Имела несколько модификаций. Модификации можно различить по пометке, указывающей на год модификации (например,   s.K.18/40). Всего изготовлено 2215 орудий.
Состояла на вооружении артиллерийский частей РГК, артиллерийских полков танковых и   пехотных моторизованных дивизий.
Предназначена для:
а)для стрельбы на разрушение по стенкам и бетонным сооружениям;
б)для обстрела тыловых сооружений;
в)для борьбы с артиллерией противника;
г)для разрушения проволочных заграждений;
д)для поражения танков и бронемашин;
е)для уничтожения огневых средств пехоты;
ж)для поражения живой силы, находящейся на открытой местности и за укрытиями.

Калибр - 105 мм.
Дальность стрельбы - до 19.075 км. ( по другим данным -21.2 км.)
Длина ствола - 52 калибра.
Углы подъема ствола - 0 - 45 градусов.
Углы поворота ствола без переноса станин влево и вправо от нулевого направления - по 30 градусов.
Заряжание- раздельно-гильзовое.
Скорострельность - 6 выстрелов в минуту.
Вес в походном положении (при перевозке в неразобранном виде) - 6.4 тонны.
Вес в походном положении (при перевозке в разобранном на две части виде) 4+ 4 тонны.
Скорость транспортировки:
-на механической тяге в разобранном виде - до 60 км/час,
-на механической тяге в неразобранном виде -до 40 км/час,
-на конной тяге в разобранном виде (два уноса по 8 лошадей) - до 8 км/час.
Время перевода неразобранного орудия в боевое положение из походного  - 3-4 минуты.
Время перевода  разобранного орудия в боевое положение из походного - 5-7 минут.
Расчет орудия  (при механической тяге) - 11 чел.

Используемые снаряды:
-Осколочно-фугасная граната 10cm.Gr.19. Вес 15.14 кг., скорость 550-832 м/сек.( в зависимости от порохового заряда). Взрыватели AZ.23(0.25), AZ.23(0.15), Dopp.Z.S./60s.
-Бронебойно-трасирующий снаряд 10cm.Pzgr.rot. Вес 15.6 кг., скорость 550-832 м/сек.( в зависимости от порохового заряда). Взрыватель Bd.Z.f.10cm.Pzgr. Бронепробиваемость на 1500 метров 100-138 мм.

От автора. Эта пушка еще одно свидетельство либо дремучей военно-технической безграмотности господина  Виктора Суворова (В.Б.Резуна), либо его сознательной лживости и стремления получше обмануть своего читателя. Он в своей книге "Самоубийство" доказывая, что Германия напала на СССР совершенно неподготовленной, в качестве одного из доказательств утверждает, что со времен Первой Мировой войны в Германии не было разработано ни единого нового образца  полевой артиллерии.

Но дело в том, что число, содержащееся в обозначении образцов немецких орудий,  обычно указывает на год разработки, но....за исключением орудий имеющих в обозначении число 18. Эти орудия разрабатывались в период между 1919 и 1935 годами. В целях маскировки новых разработок от господ из союзнического Контрольного комитета всем орудиям этого периода давали обозначение "18" . Вот и современная для начала войны 105-мм. пушка разработки 1931 года получила обозначение s.K.18. И это далеко не единственный образец орудий, созданных в Германии в период действия Версальского договора.

Ну а железные колеса этой пушки, как доказательство по Резуну вопиющей отсталости германской артиллерии, отнюдь не мешали буксировать эту пушку со скоростью 40-60 км/час. По моему и современнейшие  прицепные орудия на надувных резиновых колесах буксируют не быстрее. Замечу, что советские тяжелые орудия в те времена буксировались гусеничными тракторами СТЗ-3, СТЗ-5, "Коминтерн", Сталинец-6, Сталинец-65 со скоростью не более чем 10-15 км/час.

Средний 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 (mittlerer Zugkraftwagen 8t (Sd.Kfz.7))
Армейское обозначение Sd.Kfz.7 было присвоено полугусеничным  артиллерийским тягачам, предназначенным для буксирования тяжелых пушек s.K.18. Известно четыре образца тягачей этого типа, производившихся фирмой Краус-Маффай. Это KM m.8 (1934-35гг), KM m.9 (1936г.), KM m.10 (1936-37гг.) и KM m.11 (1937-45гг.).

Внешне эти модели трудноразличимы и отличаются друг от друга мощностью двигателя, конструктивными усовершенствованиями. У последней модели более длинные гусеницы. Ниже рассматривается модель KM m.11

Общий вес машины - 9.5 тонны.
Маса перевозимого груза - 1.8 тонны.artbatarea-457-7.jpg (15727 bytes)
Масса буксируемого груза - до 8 тонн.
Количество  мест для людей (включая экипаж) - 11.
Экипаж - 2 чел.
Максимальная скорость по шоссе - 50 км/час. (с 8-тонным прицепом)
Запас хода по топливу:
-по дороге - 250 км.
-вне дорог - 120 км.

Емкость топливного бака - 213 литров (бензин).
Двигатель бензиновый карбюраторный "Майбах" HL 62 TUK.
Мощность двигателя  - 140 л.с. при 2500 об/мин.
Габаритные размеры машины:
-длина -6.85м.,
-ширина -2.35м.
-высота (по тенту) -2.62м.
Колея гусениц - 2 м.
Колея колес - 1.8м.
Радиус поворота- 16м.
Глубина брода - 65см.
Удельное давление на грунт -0.59 кг/кв.см.

От автора. А вот здесь мы ловим за язык немецких мемуаристов, утверждавших, что у русских танков из-за большей ширины гусениц проходимость по грязи была значительно выше, чем немецких. Мол, это сильно мешало успешным действиям германских танков против советских. И уж вовсе в грязи останавливалась вся остальная техника Вермахта. Но в действительности ширина гусениц определяется не благими пожеланиями конструкторов, а весом танков. Больше вес,   больше ширина гусениц. Главное уложиться в оптимальный предел удельного двления гусениц на грунт. А он лежит в пределах 0.72- 0.85 кг/кв.см.

Таким образом, имея удельное давление  всего 0.59 кг/кв.см. немецкий артиллерийский тягач Sd.Kfz.7 при очень мощном двигателей и весьма высокой скорости обладал выдающейся проходимостью по бездорожью. Можно сказать, что там, где "садился на брюхо"  немецкий полугусеничный тягач,  там заведомо ни одна другая ни немецкая, ни советская гусеничная машина  не могла двигаться.

Если сравнивать удельное давление на грунт немецких и советских танков, то оно оказывается примерно одинаковым по всем категориям танков, исключая тяжелые. Значит и проходимость была одинаковой. Сравним основной средний немецкий танк 1941 года Pz.Kpfw. IV (0.75) и советский Т-34 (0.74). Одинаково. А вот когда приходит 1942 год,  о бездорожье которого немцы уже не упоминают, то модификация Pz.Kpfw. IV Ausf N имеет удельное давление 0.95. Парадокс - жаловались на плохую проходимость старой модификации, но новую машину делают еще более слабо проходимой.

И что интересно, так это то, что рекордсменом по удельному давлению был танк Тигр" (1.04 кг/кв.см.), Вот эта   машина действительно была склонна застревать на мягких грунтах. Но вот как раз о Тигре немецкие мемуаристы отзываются с восторгом и ни слова не говорят о его низкой проходимости.

Не сходится. Так может не ширина гусениц и не русское бездорожье остановили танки  и пушки Гудериана осенью 1941, а  нечто иное?

 

Источники  и литература

1. Kriegsstarkenachweisung 457 (K.St.N.457) von 1.11.1941.Batterie 10cm Kanone (zu 4 Geschutzen) (motZ) einer Panzerdivision.
2.TM-E 30-451 Hanbook on German Military Forces. War Departament. 15 March 1945
3.Сайт "World War II day by day"(chrit.users1.50megs.com)
4.В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982гг.АСТ. Астрель. Москва. 2003г.
5.Militaerfaerfahrzeuge of the Wehrmaht. Ryton Publication. Bellingham.
6.К.Шишкин. Вооруженные силы Германии. 1939-1945 годы. Справочник.Санкт-Петербург. 2003г.
7.Г.Бидерман. В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета. 1941-1945. Центрполиграф. Москва. 2005г.
8.Справочник по германской артиллерии. Военное издательство НКО СССР. Москва. 1946г.
9.В.Суворов. Самоубийство. Зачем Гитлер напал на Советский Союз? АСТ. Москва. 2000г.
10. А.Иванов. Артиллерия Германии во Второй Мировой войне. Нева. Санкт-Петербург. 2003г.
11.Егерс Е.В., Терещенко Д.Г. Артиллерия Вермахта. TORNADO. Riga. 1998
12.И.П.Шмелев. Бронетанковая техника Третьего Рейха. Арсенал-Пресс.Москва. 1996г.
13.А.Кессельринг. Люфтваффе:Триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала третьего Рейха. 1933-1947. Центрполиграф. Москва. 2003г.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList