sheet_top.gif (1326 bytes)

Долговременная фортификация Франции.

© Веремеев Ю.Г., Мартыненко Ю.И.

Линия Мажино
(La Ligne Maginot)

Форт Шоненбург
(La Fort de Schoenenbourg)
Часть 9. Зона обеспечения. Блок №7.

Sonenburg-09-01.jpg (21933 bytes)Блок №7 является входом в форт  и предназначен для доставки в подземелья форта  с помощью узкоколейной железной дороги и двух грузовых лифтов   боеприпасов и иных материальных средств (топлива, инструментов, вооружения, продовольствия, вещевого имущества, медикаментов и т.п.). При этом блок оснащен 47-мм противотанковой капонирной пушкой, двумя 50-мм минометами и несколькими пулеметами для защиты входа от противника, проникшего к форту с тыла.

От авторов. Сегодня этот блок служит входом в музей и его же можно видеть едва ли не на всех рекламных буклетах, книгах, посвященных Линии Мажино. А что, смотрится очень внушительно и по боевому. И невдомек неискушенному туристу, что эти грозные башенки на крыше, угрюмые амбразуры, выглядывающие из темноты, всего лишь средства самообороны входного блока.
А само это бетонное сооружение всего лишь по сути дела тамбур для лифтов и гараж для мотовоза. Самое главное в форте находится за лесом в полутора километрах северо-восточнее отсюда. Да и там из под земли выглядывают лишь не очень понятные и не впечатляющие  бетонные площадки и какие то выпуклые металлические крышки.

Нечто похожее на всю нашу жизнь. Те, кто  всё в этой жизни делают и создают (строят, изготавливают, добывают, защищают, кормят, возят, обучают, лечат, изобретают), остаются вне поля зрения обывателя. Зато те, кто ничего  по сути дела  из себя не представляют (артисты, спортсмены, поэты, писатели, журналисты) просто купаются в лучах славы и известности. И денег.

Кстати, немножко понимая в долговременной фортификации и не увидев того, что хотели (боевых сооружений снаружи), мы были вынуждены расспросить смотрительницу музея - где находятся боевые блоки и как туда проехать. Вот там то мы и увидели самую суть форта, и рассказали о ней в предыдущих статьях.
Sonenburg-09-02.jpg (22865 bytes)Прочие туристы вполне удовлетворяются двухчасовыми блужданиями по туннелям, и выходят их музея, так ничего толком не поняв и не увидев. Почему в программу осмотра не входят боевые блоки, непонятно. Тем более, что выйти в конце подземного пути в боевой блок 6, а оттуда на поверхность в боевой зоне вполне возможно, и, судя по табличкам, когда то выполнялось. Наверное мало кого устраивает  оказаться после изнурительного подземного блуждания в полутора километрах от своих машин, оставшихся на стоянке возле блока 7.

По своей конструкции блок 7 это бетонное двухэтажное  сооружение с грунтовой обсыпкой. Верхний этаж наземный, нижний подземный. Вход обращен в сторону тыла, т.е. на юго-запад. Ко входу подходит узкоколейный железнодорожный путь (ширина колеи 60 см.).

На снимке слева: мотовоз с платформами на железнодорожном пути перед блоком 7. Современная реконструкция. Мотовоз и платформы подлинные, а солдаты это члены военно-исторического клуба.

Этот путь шел до ближайшей железнодорожной станции нормальной  колеи Сульц-су-Форе (Soultz-sous-Forets) примерно в 2-3 километрах от форта.

Sonenburg-09-03.jpg (7515 bytes) Вход закрывается решетчатой стальной дверью.

На рисунке слева: видна приоткрытая дверь и железнодорожный путь. Между створками в белой стене видна амбразура для ручного пулемета в шаровой опоре для защиты входа. Справа от двери видна амбразура для 47-м. противотанковой пушки или замещающего ее спаренного пулемета. Еще правее видна амбразура для ручного пулемета в шаровой опоре. Это т.н. ретирадный пулемет, который ведет огонь вдоль стены для защиты подступов к ней. Ниже виден приямок (т.н. "алмазный ров"), куда сбрасываются стреляные гильзы. Он же защищает амбразуры от заваливания грунтом при близких взрывах и от обломков бетона, которые могут падать сверху.

Кроме этих амбразур, вход в блок защищают одна амбразура для ручного ретирадного  пулемета в шаровой опоре, находящаяся по другую сторону от входа.  На фотографии  справа она обозначена стрелкой с цифрой 1.

Эта левая амбразура расположена выше, чем аналогичная справа. Это сделано с тем, чтобы исключить взаимное случайноеSonenburg-09-04.jpg (20056 bytes) поражение.

Стрелкой с цифрой 2 обозначена еще одна амбразура для ручного ретирадного  пулемета в шаровой опоре, смотрящая в тыл сооружения.

Стрелкой с цифрой 3 обозначена правая наблюдательно-пулеметная башня GFM, в которой расположены ручной пулемет и 50-мм казематный миномет. Эта башня  защищает подступы к блоку 7 с правого фланга.

Точно такая же башня и с таким же вооружением расположена с левой стороны блока. Она видна   на снимках выше. Ее основная задача, прикрытие левого фланга и защита крыши сооружения с фронта.

Металлические перила, ограждающие приямки, установлены в послевоенное время для того, чтобы в них не падали туристы.

Стрелкой с цифрой 4 обозначена радиоантенна, которая использовалась как для радиосвязи с вышестоящим командованием, так и для приема широковещательных радиопередач. Радиоточки были установлены во всех помещениях, где находился личный состав.

Sonenburg-09-05.jpg (23895 bytes)Таким образом, для самозащиты блок 7 располагал:
* 1 противотанковая пушка калибра 47 мм.,
* 2 спаренных казематных пулемета MAS Chatellerault Mle.1931 (один как замещающий пушку в ее амбразуре),
* 5 ручных пулеметов Mle 24/29 (два в башнях GFM и три в амбразурах),
* 2 казематных миномета калибра 50 мм.( в башнях GFM).

Как видим средств вполне достаточно, Но это если противник располагает только пехотой и легкими танками. Против немецких 88-мм. зениток блоку не выстоять. Впрочем, захват противником блока еще не означает, что ему удастся проникнуть внутрь форта, в его подземелья. Лифты легко могут быть остановлены, а лестничную клетку, ведущую вниз, легко блокирует снизу   один пулемет.

На снимке слева: Один из авторов (Ю.Мартыненко) на крыше блока 7 возле левофланговой башни GFM. Хорошо видны две амбразуры смотрящие в сторону левого фланга и в сторону крыши блока. За его спиной в отдалении видна правофланговая башня. Май 2012г.

Если как бы снять 2-метровую бетонную крышу блока, то мы увидим то, что находится на верхнем этаже блока. Прежде всего железнодорожные пути, ведущие в самый дальний конец блока. Там находятся два грузовых лифта, грузоподъемностью по 2Sonenburg-09-06.jpg (24599 bytes) тонны каждый. Левый лифт окружает многомаршевая лестничная клетка, ведущая на 30-метровую глубину в главный туннель. Таким образом, входящие грузы и выходящие из форта не пересекаются.

Сегодня эти грузовые лифты не работают и один из них заменен на современный пассажирский лифт со стеклянными стенками, позволяющими во время спуска подробно рассмотреть лифтовую шахту.

По левую и правую стороны от центрального коридора мы видим боевые казематы и башни GFM.

Заметим, что это верхний наземный этаж блока. Имеется еще и нижний подземный этаж. В нем расположены каземат начальника блока,   казарма на 14 человек личного состава, склад боеприпасов для огневых средств блока, туалет, умывальник, фильтровентиляционный каземат, электрощитовая и пульт управления лифтами, помещение для отдыха, канцелярия учета проходящих грузов.

Начальник блока мл. лейтенант Кефе (s/lieutenant Kieffer).

Уточним. Обычно в большинстве армий лейтенантских званий два - лейтенант и старший лейтенант. Редко где существует еще третье звание - младший лейтенант. Скажем, в РККА такое звание появилось лишь в 1937 году.
Во французской армии тоже было два лейтенантских звания - sous-lieutenant и lieutenant. Если быть точным, то это можно перевести как  подлейтенант и лейтенант. Впрочем, тут каждый может полагать так, как сочтет нужным. Скажем - лейтенант и старший лейтенант. Нет и не может существовать точных соответствий званий разных армий. Лишь примерные.

Конец уточнения.

Sonenburg-09-07.jpg (7460 bytes)Численность личного состава блока неизвестна, но по предположениям авторов и с учетом того, что   мл. лейтенант Кефе отвечал за работу железной дороги, оборону блока и вообще за все снабжение, в блоке должно было находиться не менее, чем 25-30 человек.

Если мы спустимся на лифте и оглянемся назад , то увидим следующую картину (см. рисунок слева).

Здесь платформы принимают уже электровозы подземной железной дороги. Грузы сортируются и отправляются в различные пункты назначения по главному туннелю. Боеприпасы обычно отвозятся в базовый  склад боеприпасов М1, иные грузы в соответствующие склады.

Собственно, сам блок 7 этим и заканчивается. Далее следовало бы говорить о подземной части форта, но поскольку организационно такого деления не существует, то ряд помещений подземной части форта, находящейся на 30-метровой глубине мы рассмотрим вместе с блоком 7, часть с блоком 8, а часть, относящиеся к командному пункту форта, выделим в самостоятельную статью.

Итак, вблизи от лифтов блока 7 на уровне главного туннеля находятся следующие помещения:

Sonenburg-09-08.jpg (16601 bytes)1.Базовый склад (М1) не окончательно снаряженных боеприпасов для 75-мм. пушек (отдельно ящики, гильзы, пороховые заряды, фугасно-осколочные гранаты, взрыватели к ним, капсюльные втулки).

2. Цеха по окончательному снаряжению 75-мм снарядов и склад взрывчатки.

3. Базовый склад 50-мм и 60-мм минометных мин.

4.Базовый склад для 81-мм. минометных мин.

От авторов. Не будучи артиллеристами нам трудно понять, почему снаряды доставлялись в форт в полуразобранном виде. Очевидно исходя из правил безопасности. Да и укупорки с отдельными комплектующими более компактны нежели снаряды в окончательно снаряженном виде. Также очевидно, что качество изготовления снарядов на заводах было таково, что требовался дополнительный контроль. Да и сборку здесь можно было выполнять более тщательно.

Sonenburg-09-09.jpg (19203 bytes)Чуть дальше этих помещений   начинается, собственно, главный туннель, доступ к которому закрыт еще одной стальной дверью и  караульным казематом с амбразурой. Собственно, это контрольно-пропускной пункт. В нем находится солдат, управляющий стальной сдвижной дверью. Выход из караульного каземата находится уже за дверью. Так что проникнуть в каземат и открыть дверь в главный туннель  со стороны блока 7 невозможно.

За этой дверью открывается и сам главный туннель.  Его прямая часть составляет около 500 метров. Обратите внимание на красный фонарь в левом верхнем углу снимка справа ниже. Это светофор системы управления подземной железной дорогой.

До места, где главный туннель несколько сворачивает вправо и откуда влево уходит секретный запасной выход,  туннель имеет несколько небольших помещений. В частности, несколько туалетов, морг с холодильной установкой на шесть тел, казематы ввода в форт кабелей наружного электропитания, кабелей телефонной и телеграфной связи с внешним миром, резервуар сбора сточных вод (он же пожарный водоем) и секретный вертикальный ствол   для выхода из форта на вершину холма.Sonenburg-09-10.jpg (11247 bytes) Нет нужды описывать его во всех подробностях, но он интересен тем, что поднявшись до половины ствола, необходимо открыть люк, над которым находится около 15 метров грунта. Когда люк открывается, то весь грунт ссыпается в нижнюю часть ствола, отрезая тем самым доступ в главный туннель. Верхняя же часть ствола освобождается и те, кто находится в данный момент в стволе, получают возможность выйти вверх из форта.

Через примерно 50-70 метров к главному туннелю справа под углом примерно 150 градусов примыкает туннель, ведущий  к помещениям для личного состава, госпиталю, кухне, машинным помещениям. Они будут описаны в статье о блоке 8.

Во время боевых действий, развернувшихся  в районе форта с 14 мая по 24 июня 1940 огневым средствам блока 7 стрелять не пришлось. 19 июня во время первого авианалета  на форт немецких пикирующих бомбардировщиков две 500-килограммовые   бомбы   и несколько 100-килограмовых   упали возле блока  7. Была оборвана радиоантенна и ударной волной разрушен барак, в котором до войны размещался караул форта.

Немцы вышли к блоку  с тыла  примерно 21-22 июня. После того, как гарнизон 1 июля отправился в германский плен, форт перешел в распоряжение немцев.
В январе 1945 года перед отходом из Франции немцы произвели взрыв в блоке 7 и вывели его из строя. Восстановлен он был в период 1950-55 гг.

Все фотографии авторские.

 

Источники и литература:

1.Сайт "WW2MUSEUMS.COM" (www.ww2museums.com/article/6174/Maginot-Line---Casemate-35-3.htm)
2. Д.Э.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны 1939-1945. Европа. Эксмо. Москва. 2006г.
3.К.Типпельскирх. История Второй Мировой войны. АСТ.Москва. 2001г.
4.Брошюра "Maginot-Panzerwerk 35-3".  SAEP. Colmar-Ingersheim Depot. 1973.
5.Сайт "La Ligne Maginot en Alsace" (www.lignemaginot.com/menu14/indexfr.htm)
6.J.E. Kaufmann, H.W.Kaufmann. Fortress France. The Maginot Line and French Defenses in World War II.Praeger Security International. London.2006.
7.M. Romanych, M. Rupp. Campaign 218. Maginot Line 1940. Battles on the French Frontier.Osprey Publishing. London. 2010
8.Д.Фуллер. Вторая Мировая война. Русич. Смоленск. 2004г.
9. Б.Лиддел Гарт. Вторая Мировая война. АСТ.  Terra Fantastica.Москва. Санкт-Петербург. 1999г.
10.Личный фотоархив Веремеева Ю.Г.
11.Личный фотоархив Мартыненко Ю.И.
12. Журнал "Техника и вооружение" №9-2001г.
13. Журнал "Военная мысль" №11-1939. Карбышев Д.М. "Линия Мажино и позиция Зигфрида".
14.Сайт "Axis History Forum" (forum.axishistory.com).
15. Лёближуа. Долговременная фортификация. Государственное военное издательство. Москва. 1934г.



Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList