armor.kiev.ua / Tanks / WWII / valentine

 

 

Пехотный танк Mk III "Валентайн"

(Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. — Мн.: "Харвест", 1999)

Материал предоставлен: Парубец Кирилл, Новосибирск

 

Построенный по инициативе фирмы "Виккерс-Армстронг", танк "Валентайн" отвечал основному принципу, который был принят в межвоенный период в армии Великобритании и предусматривал наличие двух типов - крейсерских, предназначавшихся для осуществления операций, проводившихся ранее кавалерией, и тяжёлых танков для поддержки пехоты. Для этих последних бронирование превалировало над всеми другими боевыми качествами. Те не менее, в процессе разработки "Валентайна" конструкторы фирмы "Виккерс" использовали ряд узлов и агрегатов со своих крейсерских танков, строившихся по заказу военного министерства, которое позволяло экономить время и трудовые затраты на разработке "своего" танка. В результате, когда "Валентайн" появился на свет, он был скорее хорошо бронированным крейсерским танком, чем чисто пехотным. Однако его невысокая скорость была тем недостатком, который постоянно давал о себе знать при действии на открытой местности.

Танк обязан своим именем святому Валентину, на день которого - 14 февраля 1938 года - пришлась подача проекта в военное министерство. Заказ же был размещён только в июле 1939 года, когда министр потребовал изготовить 275 новых танков в самые сжатые сроки. Первые машины поступили на вооружение в мае 1940 года, причём часть танков пошла на оснащение кавалерийских частей для компенсации потерь, понесённых под Дюнкерком, и только позже они появились в танковых бригадах, где начали выполнять свойственную им роль поддержки пехоты. Серийное производство пехотных танков "Валентайн" завершилось в начале 1944 года, но до этого со сборочных линий заводов успели сойти 8275 машин. Около 1420 танков были построены в Канаде. 1290 из них вместе с 1300 машинами, собранными в Великобритании, в соответствии с программой ленд-лиза отправились в СССР. В Советском Союзе новые танки немедленно поступали во фронтовые танковые подразделения, где сразу же завоевали любовь танкистов простотой конструкции и надёжностью двигателя и трансмиссии. Зато вооружение "Валентайнов" полностью разочаровало их: калибр орудия, установленного на танке, уже давно стал полным анахронизмом на Восточном фронте. В ряде случаев вместо слабых английских пушек советские специалисты устанавливали превосходные отечественные 76,2-мм танковые орудия, отлично зарекомендовавшие себя на танках Т-34.

В составе английской армии "Валентайн" получил крещение в Северной Африке в 1941 году. Все последующие модификации этого танка использовались на том же театре военных действий до окончания африканской компании. Некоторое количество танков попало в Тунис в составе 1-й армии. Эти "Валентайны" эксплуатировались в условиях пустыни и своей надёжностью заслужили себе прекрасную репутацию. После сражения под Эль-Аламейном часть их своим ходом прошла ещё 4830 км, следуя за 8-й армией. В 1942 году один эскадрон "Валентайнов" был использован при вторжении на остров Мадагаскар, танки этого же типа стояли на вооружении 3-го новозеландского дивизиона, воевавшего на тихоокеанском театре военных действий. Некоторые из этих машин получили новое вооружение: 2-фунтовая пушка уступила место 3-дюймовой гаубице для непосредственной поддержки пехоты. Небольшое количество "Валентайнов" было отправлено на Бирму и эксплуатировалось в Аракане; несколько машин усилили гибралтарский гарнизон. В 1944 году, когда готовилось вторжение в Нормандию, "Валентайн" был переклассифицирован в боевой танк, но к тому времени его корпус и шасси уже послужили базой для создания множества бронированных машин самого различного назначения, и именно в таком виде "Валентайны" в большом количестве появились во Франции.

Ни один другой танк не имел столько модификаций, сколько "Валентайн". В качестве боевого танка машина строилась в одиннадцати версиях, следовавших одна за другой. К ним следует добавить плавающие танки "Валентайн" DD, мостоукладчики, огнемётные танки и несколько типов минных тральщиков. Базовая модель отлично подходила для самых невероятных экспериментов.

Как и в большинстве танков, корпус "Валентайна" делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Механик-водитель располагался по оси машины и не имел ни единого лишнего квадратного сантиметра площади. В танк он попадал через люк, находившийся над его сидением, и после того, как крышка люка захлопывалась, его обзор обеспечивали только узкая смотровая щель и два перископа.

Башня располагалась над боевым отделением и была абсолютно неудачной. Во всех модификациях она оставалась по-прежнему тесной и неудобной. В версиях с экипажем из трёх человек двое танкистов постоянно находились в башне и выполняли не только свои функции, но и чужие. По меньшей мере, это касалось командира танка: кроме своей основной работы ему приходилось заряжать орудие, указывать цели наводчику и поддерживать радиосвязь. Обзор у него был очень ограниченным, так как на башне не было ни купола, ни командирской башенки, и в ходе боя, когда все люки были закрыты, командиру приходилось рассчитывать на один единственный перископ. Естественно, по этой причине он оставлял люк открытым, чтобы время от времени выглядывать наружу. Следствием этого являлись многочисленные потери среди личного состава. В задней части башни располагалась радиостанция №19, в состав которой входила маленькая коротковолновая рация для связи с пехотой во время проведения совместной операции. Таким образом, командиру танка приходилось работать с двумя радиостанциями и, кроме того, с помощью интеркома руководить действиями своего экипажа. Учитывая всё это, нельзя не понять командиров танков, которые всем модификациям "Валентайнов" предпочитали четырёхместные версии Mk III и V, несмотря на то, что объём их башен был ничуть не больше, а приборы наблюдения оставались такими же плохими.

Что касается пушки, то она была под стать башне. 2-фунтовая, она имела одно лишь достоинство - высокую точность боя. Однако она устарела ещё в 1938 году и оставалась на вооружении в начальной стадии боёв в пустыне лишь потому, что ещё как-то справлялась с итальянскими и самыми лёгкими немецкими танками на дальности, не превышавшей 1 км. Другим серьёзным недостатком пушки было то, что она не имела фугасных боеприпасов для стрельбы по небронированным целям. Боекомплект танка состоял из 79 выстрелов и 2000 патронов для спаренного с пушкой пулемёта BESA. "Валентайны" Mk VIII, IX и X были вооружены 6-фунтовой пушкой, но даже это более мощное орудие оказалось устаревшим уже с момента своего появления. Кроме того, по причине невероятного легкомыслия модификации Mk VIII и IX не имели спаренного с пушкой пулемёта, и экипажу приходилось использовать против пехоты основное вооружение танка. На Mk X пулемёт стоял, но он "съедал" и без того скудный внутренний объём танка. На большинстве "Валентайнов" внутри башни находился лёгкий пулемёт "брен", который при необходимости мог быть установлен на башне. Пользоваться им мог только командир танка, подставляя себя при этом под огонь противника. На "Валентайнах" канадской постройки вместо пулемётов BESA стояли американские "браунинги" калибра 7,62 мм, а некоторые (очень немногие) танки имели ещё и дымовые гранатомёты, которые устанавливались по бокам башни.

Вращение башни осуществлялось с помощью гидравлического привода, который обеспечивал хорошее наведение, но окончательный доворот выполнялся вручную. Наведение 2-фунтовой пушки по вертикали производилось наводчиком, который использовал для этого плечевой упор. На последующих модификациях пушка наводилась по вертикали с помощью маховика механизма ручной наводки.

Силовое отделение являло собой полную противоположность боевому. Оно было просторным и обеспечивало лёгкий доступ к двигателю, обслуживание которого отличалось простотой, что особенно ценили механики-водители и ремонтники. В целом силовая установка танка удовлетворяла практически любым условиям эксплуатации. На модификации Mk I стоял карбюраторный двигатель АЕС, но все последующие версии оснащались дизелями. В состав трансмиссионной группы входила пятискоростная коробка передач "Медоус" и бортовые фрикционы.

Броневые листы "Валентайнов" крепились с помощью заклёпок и не имели рациональных углов наклона. Лобовые листы танков канадского производства, а также версий Mk X и XI, которые строились в Великобритании, были литыми и, соответственно, более прочными и дешёвыми, однако в целом бронирование "Валентайнов" оставляло желать лучшего. Если лобовая часть танков имела более-менее удовлетворительную защиту, то на корме и крыше толщина брони уменьшалась с 65 мм до 8 мм, что было явно недостаточно.

Ходовая часть, типичная для того периода, была "тихоходной" и состояла из двух по три катка на борт, которые подвешивались на горизонтальных пружинах. Передние и задние катки имели больший диаметр, чем промежуточные и корпус танка располагался довольно высоко над землёй. Три маленьких поддерживающих катка предотвращали провисание гусениц. В целом ходовая часть зарекомендовала себя достаточно хорошо, однако при эксплуатации танка зимой в Советском Союзе гусеницы часто пробуксовывали в глубоком снегу. Плавающий танк "Валентайн" DD использовался в основном в учебных целях, однако несколько этих машин участвовало во вторжении в Италию. Версия DD представляла собой обычный "Валентайн", который был тщательно загерметизирован и оснащён складным экраном, поддерживавшим погруженный в воду танк на плаву. Наверху также крепился экран, снимавшийся после выхода машины на берег.

Главная страница В начало