armor.kiev.ua / Tanks / WWII / isu152
 

В поисках ... ИСУ-152

Анатолий Сорокин, Нижний Новгород

(Броне-сайт, июль 2005 года)

Материал предоставлен: Анатолий Сорокин

 

На сегодняшний момент существует уже немало источников, посвященных советской тяжелой самоходной артиллерийской установке ИСУ-152. Из них можно узнать различную информацию касательно истории ее создания и совершенствования, боевого применения, технического устройства. Но не все они равноценны, при внимательном их изучении обнаруживаются нестыковки, противоречия, внешне логичные рассуждения, оказывающиеся при более глубоком рассмотрении полностью неправильными. Поскольку автор этих строк несколько неравнодушен к ИСУ-152, то его путь в поиске информации про эту самоходку был не таким уж и поверхностным; возможно, кому-то будут интересны его заметки про то, чем из себя являются предоставляемые широкой общественности сведения.

Автор заранее просит прощения у специалистов и экспертов по данному вопросу за трату их времени и внимания, поскольку ничего нового здесь для них не найдется. Более того, у них нет проблем с доступом к архивной информации по конструкторской документации, отчетам по испытаниям машины, реляциям с полей боевых действий - тем документам, на которых должен строиться объективный рассказ про конкретный образец бронетехники. Увы, рядовые любители бронетехники об этом только мечтают и им приходится довольствоваться тем, что можно найти в журналах, на книжных лотках и в информационном пространстве Интернета. А это чревато весьма глубоким уклонением от истины даже в нулевом приближении. Эти заметки как раз и являются попыткой анализа того, что можно найти сейчас рядовому любителю по названию "ИСУ-152".

Начало было достаточно тривиальным - в июне 2002 года на полке серванта в квартире автора обосновалась уменьшенная в 35 раз копия ИСУ-152 и по привычке начался сбор материалов про эту самоходку в личное досье. Из источников советских времен удалось найти в бумажном варианте статью в "Моделисте-Конструкторе" за 1973 год, более поздний обзор в "Технике - молодежи", несколько выдержек из мемуарной литературы о исключительной эффективности самоходки. В нескольких библиотечных книгах, посвященным бронетехнике той поры ИСУ-152 лишь упоминалась мельком при обсуждении семейства танков ИС. Увы, эту информацию в целом избыточной и достоверной назвать было никак нельзя. В свою бытность студентом и аспирантом (неограниченный бесплатный широкополосный доступ в Интернет) автор вовсю использовал предоставившуюся возможность для поиска и углубления информации по интересующему вопросу. Тем паче, что по ряду образцов техники (Т-34, "Тигр" и т. д.) было достаточно источников монографического плана и жесточайшего, порой переходящего в "священную войну", их обсуждения на форумах соответствующей тематики. Причем в процессе поиска хотелось несколько большего, чем утверждений типа "ИСУ-152 имеет ходовую часть с шестью опорными катками на борт...", чтобы почувствовать тот уникальный колорит, свойственный каждому уникальному типу машин.

Еще раз увы! Ссылок по фразе "ИСУ-152" "Яндекс" с Google'ом выдали много, но среди них от силы было шесть-семь реально полезных. Естественно, что первой по значимости была статья на BattleField.Ru, сопровождаемая немалым числом ее "пиратских" копий, как полностью, так и по фрагментам, без указания первоисточника. Встречались знакомые места из мемуаров, ссылки на ресурсы моделистов, но больше всего было геймерского трепа "рулез - не рулез". Не многим лучше была и картина по результатам поиска в англоязычном сегменте сети по транслитерации "ISU-152". У многих по-разному оформленных сайтов и страничек угадывался какой-то один первоисточник и в целом вывод был неутешителен - мусора много, а полезной информации кот наплакал плюс крайне фрагментарный ее характер. Тем не менее даже такой материал позволил сверить цифры у тактико-технических данных ИСУ-152, определить относительно достоверные и сомнительные факты. Затем возникла мысль объединить все это в одну статью, дополнив собранные факты про самоходку некоторой информацией из известного справочника В. Н. Шункова "Оружие Красной Армии" про гаубицу-пушку МЛ-20. Эта компиляция и была опубликована в ноябре 2002 года на БронеСайте.

Теперь, спустя более чем два с половиной года могу точно сказать, что первый вариант был не намного лучше всего остального, но здесь был не тот случай, чтобы останавливаться на достигнутом. Образно выражаясь, из информационного тумана, окутывающего самоходку, вырисовался ее силуэт, но не более того. Посматривая за доступной литературой, удалось приобрести спецвыпуск журнала "Танкомастер" про тяжелые советские САУ и монографию "Танки ИС" мэтров нашей бронетанковой журналистики И. Желтова, А. Сергеева, М. Павлова и И. Павлова. Появилась надежда на то, что у профессионалов дойдет перо и до моей любимицы, а потому скоро можно будет сложить с себя полномочия "эксперта" по ИСУ-152 - на геймерских сайтах уже начали цитировать мой опус и в Интернете появилась пара-тройка "пиратских" копий. Что касается спецвыпуска "Танкомастера" за апрель 2001 года, то он содержит огромнейшее число опечаток в далеко не самом объемном тексте и кое-где смесь характеристик разных машин в справочных таблицах, явно полученных методом "Copy-Paste" (например стр. 21 - таблица ТТХ ИСУ-152 в разделе ходовая часть содержит те же данные, что и аналогичный раздел для СУ-152 на стр. 19). Но эти источники позволили осмыслить собственные ошибки в первом варианте статьи и уточнить ряд фактов. В результате явно назрела вторая редакция статьи, которая была размещена на Броне-Сайте в июне 2004 года и была оценена В. В. Чобитком как "сенсация" в анонсе на одном из форумов. Не стал бы так говорить, поскольку прямой документальной базы в статье не было, но уже появилась косвенная - через упоминавшиеся выше источники. Тем не менее, на ряде сайтов появились "пиратские" копии, в ряде случаев даже под личиной выдержек из совершенно других источников, например "Энциклопедии танков" Холявского. А дел-то было всего ничего - моя статья не является проприетарной собственностью, достаточно было указать автора текста и согласовать с В. В. Чобитком по электронной почте детали размещения (необходимые ссылки, баннеры БронеСайта и т. п.), как это принято у уважающих интересы друг друга людей.

2005 год оправдал мои ожидания - издательство "Экспринт" выпустило брошюру "Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки 1941-45 гг." хорошо знакомого любителям БТТ авторского коллектива (А. Солянкин, И. Павлов, М. Павлов, И. Желтов), которая базируется на документальном материале. Однако недоумение вызвали две вещи. Первая - ничтожно малый тираж в 2000 экземпляров, которого заведомо не хватит даже для личных библиотечек московских любителей истории бронетехники, не говоря уже о желающих приобрести брошюру в провинции и странах СНГ. Вторым негативным фактором является розничная цена. В родном для автора Нижнем Новгороде в книжном магазине было два экземпляра этой брошюры по 90 рублей. Вроде бы и немного, но все в мире относительно - приблизительно полтора года назад в том же магазине за 180 рублей удалось приобрести монографию того же авторского коллектива "Неизвестный Т-34"! Даже с учетом инфляции цена явно натянутая.

Брошюра большей частью посвящена техническому описанию наших тяжелых самоходок (в т. ч. ИСУ-152) и в меньшей степени истории их развития. Совершенно нет информации по боевому применению и сравнительному анализу машин с зарубежными образцами. Очевидно, что все это является следствием малого объема брошюры и наличия в ней большого количества иллюстративного материала (как следствие даже история создания и развития дана в очень усеченном варианте, даже меньшем по объему аналогичных "сопутствующих" сведений в монографии "Танки ИС"). В качестве мелких недочетов (вызванных той же причиной) можно отметить убористый шрифт и отсутствие пояснений или списка расшифровки по используемым сокращениям (брошюрой может заинтересоваться и совершенно неподготовленный читатель и для него весьма трудно догадаться, что значат аббревиатуры УЗТМ, ВАММ, ЧКЗ и т. п.) Поэтому автор этих строк очень ожидает полноценной монографии от пера мэтров жанра по типу "Неизвестного Т-34", которая существенно дополнит усеченный материал брошюры и придет на смену его любительским изыскам. Последние в свете новых данных и жесткой (а иногда и жестокой) критики претерпели очередную редакцию.

Будет уместным заметить, что по ряду позиций все еще сохраняются расхождения между авторским коллективом брошюры, А. В. Карпенко и В. Н. Шунковым - совершенно не сходятся цифры по выпущенным САУ, неясен вопрос о конце выпуска ИСУ-152 (одни авторы указывают 1946 год, другие - 1947). С точки зрения оконечного читателя никто из авторов и никакая из их версий не должны иметь каких-либо преимуществ, пока не будет дана ссылка на соответствующий официальный документ. Также в брошюре есть ряд спорных мест и опечаток. Например, для СУ-152 и ИСУ-152 указана дальность выстрела прямой наводкой 3800 м и максимальная 6200 м. Однако в статье А. В. Карпенко последняя указывается в 13000 м. Налицо явное противоречие. Однако и не имея архивных отчетов по испытаниям пушек, кое-что можно прояснить методом аналогий. Например, и у Солянкина с соавторами, и у Карпенко для ИСУ-122 приведены совпадающие данные по максимальной дистанции стрельбы для пушки А-19 - около 14.5 км. Углы возвышения у МЛ-20С и А-19С практически одинаковы (у первого орудия даже на два градуса больше), а скорость снаряда у МЛ-20С не намного меньше - 655 м/с против 795 м/с у А-19С. Приближенный подсчет дальности полета с коррекцией на сопротивление воздуха дает для МЛ-20С предельную дальность около 13 км. И далее в брошюре при описании ИСУ-152 обр. 1945 года на базе ИС-3 в качестве максимальной дальности указываются именно эти 13 километров! Углы возвышения те же, снаряды и заряды идентичны, только пушка у ИСУ-152 обр. 1945 года более короткоствольная с меньшей начальной скоростью снаряда (даже дульный тормоз отсутствует). Т. е. с высокой степенью вероятности можно сказать, что максимальная дальность стрельбы у ИСУ-152 равна 13 км, а 6200 м почти наверняка относятся к предельной дальности метания на каком-то из уменьшенных зарядов. Также в одном месте присутствует опечатка по начальной скорости осколочно-фугасного снаряда у МЛ-20С - 600 м/с. Во всех прочих источниках и в другом месте брошюры указана правильная цифра в 655 м/с.

Подводя итог всему вышесказанному, можно пожелать читателям вдумчиво и внимательно относиться к любому источнику информации, как от признанного мэтра-профессионала, так и от начинающего автора-любителя. Опыт показывает, что ошибки и опечатки встречаются у них обоих; но авторы еще как будут стараться их исправить, если критика носит доброжелательный и открытый характер. Гораздо хуже, когда под видом рассказа о бронетехнике преследуются какие-либо неблаговидные цели идеологического или политического толка, здесь терпимости уже не место. Техника сама по себе вне политики; к примеру на трофейных Pz Kpfw III наши танкисты геройски сражались против нацистских захватчиков, а служившие последним предатели-власовцы использовали наши же замечательные Т-34. В общем, мысли великого философа Козьмы Пруткова "Бди!" и "Век живи, век учись и в конце концов будешь иметь полное право сказать, что ничего не знаешь" оказываются как никогда к месту.

В свете всего изложенного выше отметим наиболее характерные ошибки и заблуждения про ИСУ-152. В материалах позднесоветской эпохи прослеживается четкая тенденция задействовать на поле боя СУ-152 и ИСУ-152 как можно раньше, с характерным примером такого подхода можно ознакомиться здесь. К той же теме относятся утверждения о демонстрации новой техники (ИС-2 и ИСУ-152) правительству ранней осенью 1943 года. Налицо явная путаница сразу нескольких машин друг с другом - прототипов ИС №1 и ИС №2 с серийными ИС-1 и ИС-2, а также ИСУ-152 с одной из модификаций СУ-152. Взаимная подмена ИСУ-152 и СУ-152 часто встречается и в русскоязычной литературе, а в англоязычных Интернет-публикациях такая вещь носит вполне обыденный характер. Что касается стремления на бумаге "ввести в бой" советские тяжелые самоходки как можно раньше, то это, по всей видимости, объясняется во первых, все той же путаницей в типах машин; во-вторых путаницей в сроках (в июне-сентябре 1943 года шла разработка ИСУ-152, но серийные машины стали выпускаться только в конце ноября 1943 года) и в-третьих, горячим желанием наших авторов показать, что у нас на начало и лето 1943 года был достойный ответ "Тиграм" и "Элефантам".

Не обошла эта беда и автора - в первом варианте своей статьи автор привел пример, иллюстрирующий недостаток ИСУ-152 - малое количество возимого боезапаса, взяв из справочника по биографиям Героев Советского Союза описание боя 10 ноября 1943 года под Фастовом, где в тексте фигурирует именно ИСУ-152. Однако могла ли 10 ноября 1943 года участвовать в бою ИСУ-152, если к этой дате существовал только ее прототип, а первые серийные машины вышли на испытания 21 ноября 1943 года и к концу ноября планом предписывалось сдать приемке всего 5 машин? А с момента приемки до попадания на фронт проходит еще какое-то время, так что авторы справочника (Интернет-версию интересующего эпизода можно посмотреть здесь) вероятнее всего указали ИСУ-152 вместо СУ-152. Однако по вооружению и боезапасу эти самоходки совершенно эквивалентны и бой 10 ноября 1943 года под Фастовом все-таки можно считать иллюстрацией обобщающего тезиса о недостаточном боекомплекте тяжелых советских САУ, вооруженных 152.4-мм орудием МЛ-20С.

Другим распространенным поверьем относительно советских тяжелых САУ являются утверждения о том, что якобы ИСУ-152 была создана на базе ИС-2 уже после ИСУ-122, базой для которой послужил ИС-1. Причиной называется неадекватность вооружения ИСУ-122 после того, как основной танк получил пушку того же калибра, что и ИСУ-122, следствием чего было усиление артиллерийского вооружения самоходки. Чаще всего такое встречается на зарубежных Интернет-сайтах, но существуют и русскоязычные варианты этой легенды. За примером далеко ходить не надо, смотрите эту статью на Броне-Сайте. По всей видимости, причиной такого явления стал вполне логичный вопрос "Зачем вооружать самоходку той же пушкой, что и танк-базу?" и очень логичная попытка на него ответить. К тому же это поверие подкрепляется аналогией со средними самоходками - СУ-100 была создана позже того, как на танк-базу Т-34 установили 85-мм орудие, стоявшее ранее на предыдущей версии САУ СУ-85, которая после этого уже не имела огневого преимущества над танком-базой. Все это очень логично, но неправильно: ИСУ-152 появилась раньше, чем ИСУ-122 и изначальной базой для обеих этих машин был танк ИС-1 (это видно даже по их индексам: ИСУ-152 имеет более ранний "объект 241" по сравнению с ИСУ-122 - "объектом 242").

Главная страница В начало