armor.kiev.ua / Tanks / WWII / T80

 

 

Лёгкий танк Т-80, выдержки из книги

М. Н. Свирин

(Свирин М. Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. - 416 с)

Материал предоставлен: Анатолий Сорокин, Нижний Новгород

 

1.6 Лебединая песня лёгкого танка

Итак, в августе-сентябре 1942 г. для Т-70 были выработаны новые ТТТ, призванные для дальнейшего улучшения его характеристик.

И в частности, угол возвышения башенного оружия теперь должен был составлять не менее 65 градусов, а также выдвигалось требование на 20-30% увеличить мощность танкового орудия, улучшить защищённость башни... Все работы по совершенствованию Т-70 велись теперь под заводским индексом "080".

Главное внимание в работах конца 1942 г. уделялось созданию новой башни. Для обеспечения требуемых углов возвышения оружия она была приподнята на кольцевом "барбете", изготовленном из брони толщиной 40-45 мм. Чтобы установить новую башню на корпусе, два листа крыши корпуса были объединены таким образом, что демонтаж двигательного агрегата теперь стал возможен только после снятия башни. Это ухудшало ремонтопригодность танка, но иного выхода не было.

Танк получил новую силовую установку ГАЗ-203Ф с двумя форсированными двигателями суммарной мощностью 165-170 л.с. при частоте вращения 3600 об./мин. Ёмкость топливных баков танка "080" была доведена до 440 л, при этом запас хода по шоссе достиг 300-320 км.

Поскольку силовая установка была взаимозаменяемой с силовой установкой танка Т-70М, то выдвигалось предположение, что первое время в серии будут строиться танки Т-80 с двигателем от Т-70М. Но в ходе испытаний двух первых опытных образцов танка "080", масса которых выросла до 11,5 т, укомплектованных двигателями ГАЗ-203 и ГАЗ-203Ф, стало ясно, что подвижность танка с двигателем ГАЗ-203 на пересечённой местности стала плохой. Со старым двигателем и КПП танк "080" проиграл состязание не только Т-70 и Т-70М, но даже среднему Т-34. Двигатель ГАЗ-203 глох при попытке преодолеть крутые подъёмы с хода. Это было сочтено неприемлемым и потому от данной "панацеи" вскоре отказались.

После успешно проведённых государственных испытаний второго варианта танка "080" с двигателем ГАЗ-203Ф в декабре 1942 г. этот танк под маркой Т-80 был принят на вооружение Красной Армии.

Однако серийной производство ГАЗ-203Ф в первом полугодии 1943 г. наладить не удалось. Положение усугубилось тем, что с лета 1943 г. ГАЗ был переориентирован на выпуск самоходной артиллерии, надобность которой в условиях наступления было трудно переоценить.

Поэтому специально для освоение выпуска Т-80 в Мытищах был образован завод №40, который должен был в 1943 году развернуть массовый выпуск танка Т-80. Однако надежды на это оказались тщетны главным образом потому, что надёжность двигателя ГАЗ-203Ф продолжала оставаться никуда не годной.

2.4 Последний вздох лёгких танков

К завершению оборонительных боёв на Курской дуге, в конце июля, завод №40 был готов начать серийный выпуск танков Т-80. Двигательный цех выдал первые кондиционные двигатели ГАЗ-203Ф (ГАЗ-80).

В сжатые сроки были проведены работы по адаптации орудия ВТ-42 в башне Т-80. Однако чисто косметическими мерами здесь обойтись не удалось. Для нормального функционирования орудия при больших углах возвышения пришлось сконструировать не только новый подъёмный механизм, но перерабатывать конструкцию накатника. Такое орудие получило индекс ВТ-43.

В августе 1943 г. танк Т-80, вооружённый пушкой ВТ-43 (рабочий индекс танка Т-80-43), проходил испытания на Свердловском артполигоне и был рекомендован для принятия на вооружение. Правда, было признано, что вести прицельный огонь по самолётам из его штатного вооружения весьма затруднительно, но точность стрельбы из пушки и пулемёта по целям, расположенным на вершинах холмов, верхних этажах зданий и деревьях, была великолепной.

Кроме того, согласно записке начальника ОГК НКТП Бера, инженерами наркомата совместно с выпускниками МВТУ им. Баумана был проработан эскизный проект установки в танк Т-80 и САУ СУ-76 дизеля GMC мощностью 210 л. с., что позволяло впоследствии усилить их бронирование и вооружение. Казалось, что танк Т-80 ждёт лишь самое светлое будущее, но внезапно завод получил распоряжение о прекращении его производства.

Связано это было, очевидно, со следующим:
"...опыт кампании лета-осени 1943 г. наглядно показывает, что отечественные танковые части и соединения имеют недостаточные средства огневого сопровождения и усиления... Поэтому наступательные действия танковых войск вынужденно проводились чаще всего при отставшей артиллерии, и как следствие без должного артиллерийского воздействия и сопровождения, и потому часто заканчивались большими потерями танковых войск.

Поскольку вооружение танка Т-70 слабо и делает его неспособным бороться с тяжёлыми танками "Пантера", "Тигр" и САУ "Фердинанд"..., а также по причине слабой броневой защиты указанных танков, отмеченной командирами танковых частей, необходимо остановить серийный выпуск танка в пользу более необходимых армии самоходных орудий артиллерийской поддержки.

Для этого... Заводу №40 и ГАЗ. Прекратить выпуск лёгких танков, обратив высвободившиеся мощности на выпуск крайне нужных в наступлении САУ-57 и СУ-76..."

Таким образом, выпуск танка Т-80 на заводе №40 ограничился всего 81 серийным образцом (в отчёте завода говорится о 85 машинах, но, возможно, сюда были отнесены также опытные образцы трёхместных Т-70 и прототип Т-80), после чего завод был переориентирован на массовое производство остро требующихся для оснащения танковых войск самоходных установок СУ-76.

Таким образом, с конца 1943 года отечественные лёгкие танки исчезли из списков новой техники, поступающей на фронт. А все имеющиеся потребности Красной Армии в лёгких танках могли быть покрыты теперь только ленд-лизовскими поставками "Валентайнов".

Главная страница В начало