armor.kiev.ua / Tanks / Modern / moderntanks

 

 

Основные направления развития легких танков

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 226-231)

 

Опыт последних десяти-пятнадцати лет свидетельствует о том, что легкие танки практически во всем мире рассматриваются как развивающийся вид вооружения. Широкий круг боевых задач, возлагаемых на легкие танки в современных условиях, обусловливают сложные и противоречивые требования к их боевым свойствам. Трудности выполнения этих требований связаны с необходимостью соблюдения жестких конструктивных ограничений, в первую очередь весовых (до 25 тс). Важную роль играют и другие специфические ограничения, такие как обеспечение авиатранспортабельности заданными типами военно-транспортных самолетов и тяжелых вертолетов, возможностью десантирования различными способами, в том числе парашютным, и т.д.

В настоящее время в связи с новыми достижениями в области технологии появились реальные возможности значительного повышения боевых свойств легких танков. В первую очередь это относится к их вооружению. Как уже упоминалось, вооружение легкого танка должно быть способным поражать разнообразные цели, такие как открытая и укрытая живая сила, небронированные и легко бронированные машины, образцы вооружения со средним уровнем бронирования (подобные себе машины), основные танки противника и др. Такую универсальность вооружения может обеспечить комплекс, состоящий из танковой пушки среднего калибра, спаренного и зенитного пулеметов. Возможно его дополнение управляемыми ракетами.

Однако до 1980 г. установка танковых пушек на легкие бронированные машины считалась невозможной из-за очень больших сил отката. Поэтому в 1950-60-е годы в качестве основного вооружения легких машин - истребителей танков, получили распространение пушки низкого давления. Для стрельбы из этих пушек используются боеприпасы со сравнительно небольшим пороховым зарядом и легким, как правило, оперенным снарядом. Основным бронепоражающим средством считается кумулятивный снаряд. Примером может служить французская 90-мм пушка F1. Ее кумулятивный снаряд имел начальную скорость 750-900 м/с и бронепробиваемость 300-400 мм стальной брони по нормали. За счет применения легких снарядов, а также дульного тормоза сила отката этой пушки была уменьшена до 44 кН, что позволило установить ее на легкую БКМ «Панар» AML-90, а позже использовать при модернизации легких танков.

Второе поколение 90-мм пушек такого типа (французская F4 Giat, бельгийская М7 Cockerill и др.) имели более длинные стволы и несколько повышенное давление в них. Это дало возможность использовать более эффективные кумулятивные снаряды и иметь легкий оперенный бронебойный подкалиберный снаряд (APFSDS) с начальной скоростью 1275-1450 м/с и бронепробиваемостью около 250 мм на дальности 1,5-2 км. Однако и этим пушкам были присущи существенные недостатки. Прежде всего, это низкая эффективность осколочно-фугасных снарядов вследствие малой массы последних. В связи со значительным повышением защищенности основных танков могущество действия подкалиберных снарядов APFSDS пушек низкого давления также является недостаточным.

В настоящее время основное внимание уделяется использованию на легких танках модифицированных 105-мм танковых пушек высокой баллистики. Такие орудия в 1980 г. начала выпускать германская фирма «Рейнметалл». Эти пушки, получившие название низкоимпульсных, способны вести огонь танковыми боеприпасами всех типов. Их бронебойные оперенные подкалиберные снаряды имеют начальную скорость около 1500 м/с и некоторые из них могут пробить более 450 мм стальной брони на дальности 2 км. К пушкам имеются эффективные стандартные осколочно-фугасный и бронебойно-фугасный снаряды массой 15,5 кг и 11,26 кг соответственно. Уменьшение силы отката достигнуто за счет применения дульных тормозов, ранее ошибочно считавшихся несовместимыми с подкалиберными снарядами, и значительного увеличения длины отката.

Возможны и другие варианты развития основного вооружения легких танков. Так, в Израиле фирмой IMI и в Италии фирмой ОТО Melara разработаны две сходные 60-мм высокоскоростные пушки HVMS и L/70. Их оперенный подкалиберный снаряд APFSDS при начальной скорости 1620 м/с на дальности 2 км пробивает 120-мм стальную броневую плиту под углом 60 градусов. Сила отката 60 кН и импульс выстрела 4 кНс делают их совместимыми с очень легкими шасси. Американской компанией ARES разработана и испытана 75-мм пушка ХМ274, способная вести огонь одиночными выстрелами и их сериями. Этой пушкой была вооружена созданная для исследований и испытаний легкая машина высокой живучести HSTV-L, а на ее базе был разработан опытный образец легкого танка для сил быстрого развертывания RDF/LT.

С выбором основного вооружения для легкого танка тесно связан вопрос о системе управления огнем (СУО), поскольку от характеристик последней в значительной степени зависит полнота использования возможностей оружия. Считается, что СУО легких танков, оснащенных эффективными пушками среднего калибра (в том числе модифицированными танковыми пушками), должны быть такими же, как у основных танков, или даже более развитыми.

Примером может служить СУО, используемая на упомянутой машине HSTV-L и легком танке RDF/LT, вооруженных 75-мм пушкой фирмы ARES.

В одноместной башне, где размещается командир танка, установлено два прицела, имеющих телевизионную связь с рабочими местами всех трех членов экипажа. Головки прицелов стабилизированы. Характерной особенностью системы управления огнем является то, что командир может осуществлять поиск целей через один прицел, в то время как с помощью другого прицела наводчик ведет огонь по ранее обнаруженной цели. Оба прицела имеют телевизионный и тепловизионный каналы. В прицеле командира есть оптический канал прямого наблюдения, а в прицеле наводчика — встроенный дальномер с лазером на углекислом газе. Кроме того, на корпусе танка установлен вспомогательный прицел наводчика с оптическим каналом прямого наблюдения, головка которого связана с пушкой.

Весьма развитые СУО используются на легких танках, разработанных в США по программе AGS, особенно на образцах компаний «Теледайн Континентал» и FMC. Подобные системы могут привести к значительному повышению огневой мощи танка. Однако в связи с тем, что легкие танки не являются массовым оружием и их количество всегда будет сравнительно небольшим, стоимость таких систем будет выше, чем у основных танков.

В развитии легких танков четко просматривается тенденция их оснащения автоматами заряжания основного вооружения. Это не только позволяет сократить экипаж танка и уменьшить заброневой объем, но и повысить огневые возможности, в частности скорострельность.

Успехи в повышении защищенности легких танков, по мнению многих специалистов, значительно скромнее, чем в развитии огневой мощи.

До недавнего времени легкие танки имели корпуса и башни из низкоуглеродистой стальной гомогенной брони. Изредка использовались детали броневой защиты из гетерогенной стальной брони с твердым наружным и вязким внутренним слоями. С начала 1960-х годов получила распространение броня из алюминиевых сплавов (американская штурмовая машина ВДВ/легкий танк М551 «Шеридан» и английский легкий танк «Скорпион»). Ее применение обеспечило некоторый выигрыш в весе, повышенную жесткость конструкции, что особенно важно для легких машин, высокую стойкость против коррозии. Основным ее недостатком считалась более высокая по сравнению со стальной броней стоимость.

В последнее время были созданы новые высокопрочные броневые стали (броня типа «Кэдлой») с твердостью до 500-550 единиц по Бриннелю. Их применение обеспечивает повышение противопульной стойкости машин. Из этой стали изготавливаются корпус и башня легкого танка «Стингрей».

Наибольший выигрыш в защищенности при заданных ограничениях по массе, как ожидается, может обеспечить применение комбинированной брони. Основываясь на опыте работ по обеспечению необходимого уровня защиты БМП М2 «Брэдли», корпорация FMC изготовила несущий корпус легкого танка ХМ8 из различных броневых алюминиевых сплавов, а на наиболее ответственные участки броневой защиты установила дополнительные броневые детали из стали высокой твердости. Предложенная комбинация может быть усилена за счет применения в ней высокопрочной керамики или динамической защиты типа «Блейзер». Защите внутреннего заброневого пространства от осколков способствует пользование в конструкции тканей типа «Кевлар». Подбой из этой ткани улучшает также звуковую и тепловую изоляцию.

Существенный выигрыш в защищенности легких танков может быть достигнут путем использования новых нетрадиционных компоновочных схем, в которых экипаж компактно размещается в специальной броневой капсуле внутри внешнего несущего броневого корпуса. При этом капсула надежно изолируется от топлива и боеприпасов, а в качестве дополнительной ее защиты используются все возможные элементы конструкции, обеспечивающие другие боевые свойства - моторно-трансмиссионный блок, ходовая часть, взрывобезопасные топливные баки, укладки ЗИП и т.д. Попытка реализации такой компоновки была предпринята при создании легкого экспедиционного танка компании ТСМ (Teledyne Continental Motors).

Естественно, что на современных легких танках принимаются меры к улучшению их защищенности за счет снижения силуэта, высокой подвижности на поле боя, камуфлирующей окраски, применения дымовых гранат и систем термического дымопуска. При этом стремятся обеспечить маскировку не только в визуальном, но и в тепловом диапазонах. На всех легких танках получили распространение системы подавления пожара, использующие фреон (Halon).

Превалирующим боевым свойством легких танков является их высокая подвижность по дорогам и по местности. Для выполнения требований по подвижности машин фирмы-разработчики предпочитают использовать военные модификации хорошо отработанных и освоенных промышленностью коммерческих двигателей, трансмиссий, элементов ходовой части.

Примером такого использования могут служить дизельные двигатели компании «Камминз» (Cummins) VTA-903Т мощностью 368-440 кВт (500-600 л.с.) и компании «Детройт Дизель» 8V-92ТА мощностью 393 кВт (535 л.с.). Первый из них устанавливается на БМП М2 «Брэдли» и легком экспедиционном танке компании ТСМ, а второй (его характеристики представлены на рисунке) — на легком танке «Стингрей». Ведутся работы по применению на легких танках газотурбинных двигателей. Такой двигатель использовался на легкой опытной машине HSTV-L. ГТД мощностью 368 и 526 кВт (500 и 715 л.с.) успешно испытывался в США сначала на БМП М2, а затем по программе создания легкого танка ХМ4 (корпорации FMC). Использование ГТД на сегодняшний день ограничивается высокой стоимостью производства и низкой топливной экономичностью.

На легких танках используются механические и гидромеханические трансмиссии. Гидромеханические трансмиссии, как правило, включают комплексную гидродинамическую передачу с автоматическим блокировочным фрикционом. Механизмы поворота у большинства машин — дифференциального типа, в дополнительном приводе которых в последнее время все более широкое применение находят гидрообъемные передачи (ГОП), что позволяет плавно регулировать радиусы поворота в широких пределах. В трансмиссии НМРТ-500 компании «Дженерал Электрик», установленной на машинах семейства «Брэдли» и легком экспедиционном танке компании ТСМ, ГОП включена не только в дополнительный, но и в основной привод, что обеспечивает бесступенчатое регулирование не только радиусов поворота, но и скорости движения. Многие современные трансмиссии легких танков выполнены автоматическими.

Ходовые части легких танков являются наиболее консервативными. На всех танках используются индивидуальные торсионные подвески с гидравлическими амортизаторам на наиболее нагруженных узлах (исключение составляют только бразильские танки X1 Х1А1 и Х1А2, имеющие блокированную подвеску со спиральными пружинами, и экспедиционный танк компании ТСМ — у него подвеска гидропневматическая), стальные гусеницы с открытыми металлическими или резинометаллическими шарнирами. Характерно, что в ходовых частях легких танков очень широко применяются хорошо зарекомендовавшие себя элементы с ранее выпущенных машин. Так, на некоторых новых американских легких танках используются опорные катки, направляющие колеса, траки гусениц с самоходной гаубицы М109, состоящей на вооружении уже более 30 лет.

Таким образом, в различных странах мира продолжаются работы по совершенствованию существующих и созданию новых легких танков на основе последних технологических достижений. Легкие танки предполагается использовать в составе вооруженных сил стран-разработчиков и продавать их в другие страны, в первую очередь развивающиеся.

Главная страница В начало