“КОРОЛЕВА ПЕХОТЫ” В АРАВИЙСКОЙ ПУСТЫНЕ

Сергей Суворов
полковник запаса, кандидат военных наук

(Танко-мастер № 1 за 2001 год)

Материал предоставил Сергей Зыков

 


Тем, кто знаком с различной бронетанковой техникой не понаслышке, формы и технические характеристики боевой машины пехоты БМП-3 сейчас по прошествии более чем десяти лет с момента принятия ее на вооружение не вызывают удивления. Еще в начале девяностых годов многие танкисты со стажем смотрели на эту машину с некоторым недоумением: неужели это машина для пехоты? Не был исключением и я, когда увидел эту машину впервые, в то время слушатель Военной академии бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Многие из моих сокурсников тогда шутили, что, мол, теперь понятно, почему М.С. Горбачев согласился в одностороннем порядке вывести из Европы несколько тысяч танков. Если эти танки заменят боевыми машинами пехоты БМП-3, то мощь Советских Вооруженных Сил в этом регионе не ослабнет.

Тогда первое знакомство с БМП-3 было мимолетным, и мне не суждено тогда было знать, какую роль в дальнейшей моей судьбе сыграет эта машина...

О том, как попала БМП-3 в Аравийскую пустыню, не раз писалось в нашей прессе. ( С. Березин "Как мы продавали БМП-3”, журнал “Солдат удачи” 1995 г;А. Егоров “Красная Звезда” 24.02.1993 г.) Добавлю лишь, что толчком к закупке новейших БМП-3 армиями некоторых арабских государств послужили события в Кувейте, проис­ходившие в 1990-1991 годах. Как признавались мне некоторые арабские офицеры, что если бы Саддам Хус­сейн не оккупировал бы в 1990 году Кувейт, то наверняка армия ОАЭ так бы и существовала еще длительное время со старым вооружением. А защищать армии ОАЭ есть чего...

После поставки первой партии машин БМП-3 в ОАЭ сразу же была организована подготовка специалистов и экипажей для сухопутных войск на базе Бронетанковой и Технической школ с помощью специалистов из России. Соответственно и самая интенсивная эксплуатация БПМ-3 проходила в этих школах. Так, например, в течение первых трех лет эксплуатации новой техники в Бронетанковой школе (БТШ) армии ОАЭ были израсходованы все ресурсы основного вооружения имевшихся в ней БМП-3. В то же время в других подразделениях, имевших на вооружении БМП-3, расход ресурсов вооружения составил приблизительно 10-15% от гарантийного. Естественно, что при такой интенсивной эксплуатации имелись и случаи выхода из строя машин по причине поломок или отказов различных узлов, агрегатов и блоков как комплекса вооружения машины, так и ее силовой установки.

Вместе с арабскими экипажами набирались опыта и наши военные специалисты, прибывшие помогать арабским танкистам. (В армии ОАЭ подразделения на БМП-3 входят в состав бронетанковых войск.) Достаточного опыта эксплуатации БМП-3 из наших военных имели не многие, т.к. в Российской армии такими машинами был оснащен всего лишь один мотострелковый полк в Сибирском военном округе. Каждая поломка била по престижу российской военной техники. В таких ситуациях нередко можно было услышать нелицеприятные отзывы обо всей бронетанковой технике России из уст некоторых офицеров ОАЭ. О том, что машина еще не освоена местными экипажами, да и инструкторами тоже, разговор как-то не велся. Нашим военным специалистам и специалистам группы гарантийного обслуживания “Курганмашзавода” приходилось прикладывать много усилий, а порой проявлять и мужество (температура воздуха днем в тени в ОАЭ даже зимой редко опускается ниже отметки +30°С), чтобы поддерживать марку российской бронетанковой техники.

“Помогли” нам в этом, как это ни странно звучит, французы со своими танками “Леклерк”, которые закупило правительство ОАЭ на замену французским же АМХ-ЗОВ2. Когда эти танки в 1995 году стали поступать в вооруженные силы ОАЭ, некоторые арабские офицеры говорили нам с нескрываемой гордостью, что, мол, эти танки - это техника XXI века, не чета нашей БМП. Мы не спорили, не зря в России говорят: “Цыплят по осени считают”.

Французские военные специалисты были в таком же положении, как и мы, - сказывалось отсутствие достаточного опыта эксплуатации нового танка, т.к. во Фран­ции имелось всего только около 80 таких машин в одном танковом полку. Когда началась эксплуатация “Леклерков” в условиях Аравийской пустыни у францу­зов появились проблемы, по сравнению с которыми проблемы БМП-3 были детскими шалостями. По на­дежности и ремонтопригодности БМП-3 оказалась зна­чительно лучше “Леклерка”. Всё встало на свои места.

В подтверждение этих слов приведу такой пример. Несколько раз мне приходилось выезжать на стрель­бы курсантов школы из БМП-3 и “Леклерков” на поли­гон, расположенный в северной части ОАЭ в 300 км от Абу-Даби. Обычно стрельбы курсантов школы прово­дились на полигоне Макатра, расположенном в 45 км от города, но танкистам там стрелять не разрешали. В тот раз на стрельбы взяли 4 БМП-3 и столько же “Леклерков”. Правда, на четырех БМП-3 я был один специалист, а на четырех “Леклерках” работало чело­век десять французских военных специалистов, не считая специалистов компании “GIAT industries”.

После прибытия на полигон, разгрузки танков и БМП я быстро проверил технику, проинструктировал кур­сантов и дал команду на загрузку боеприпасов и затем на начало стрельбы. В течение примерно четырех ча­сов 25 обучаемых выполнили упражнения стрельб из БМП-3 и приступили к обслуживанию вооружения и техники. На соседнем участке, где стояли “Леклерки”, не было произведено ни одного выстрела.

Я пошел к своим французским коллегам узнать, в чем проблемы, может быть, смогу чем-нибудь помочь. Ока­залось, никаких проблем нет, просто готовят танки к стрельбе.Я поинтересовался у французских танкистов, нельзя ли было все это сделать в школе до отъезда на полигон, времени было достаточно. На это мне ответи­ли, что все работы по подготовке комплекса вооруже­ния к стрельбе в школе были выполнены, но машины прошли 300 км (на трейлерах по одним из лучших в ми­ре автострад), и теперь надо делать все заново. Я заме­тил своим коллегам из Франции, что БМП-3 проделали тот же самый путь, но стрельбу уже завершили. Фран­цузы в ответ улыбнулись и сказали, что мне повезло с техникой, т.к. она российского производства. В тот раз я так и не увидел, как стреляют “Леклерки”...

Последнюю точку в этом негласном противостоянии российской и французской техники поставил военный парад вооруженных сил ОАЭ в столице этой страны г. Абу-Даби 2 декабря 1996 года, посвященный 25-й го­довщине образования ОАЭ и 30-й годовщине руковод­ства эмиратом Абу-Даби нынешнего президента стра­ны Его Величества Шейха Зайда бин Султана Аль Нагья-на. На этом параде головной “Леклерк” встал, не доехав каких-то 50 м до трибуны, где размещались руководи­тели страны и почетные гости. Конечно же, танк завелся и прошел до конца, как и положено, но “картинка” была смазана. Около 200 БМП-3 прошли на параде все до единой, без всяких сюрпризов. Именно этот случай на параде в Абу-Даби вызвал сильную настороженность французского правительства по поводу участия “Лек­лерков” на военном параде в Париже 14 июля 1997 го­да. В связи с этим был предпринят целый ряд специаль­ных мер, о которых уже писал наш журнал. (В.Березкин, И.Желтов “Леклерк”: первенец нового поколения. "Танкомастер” № 2-3, 1998 г.) Боевые машины пехоты БМП-3, поступающие на во­оружение армий ОАЭ и некоторых других стран, не­сколько отличаются от базовой модели. На экспорт­ных образцах за ненадобностью отсутствует пусковой подогреватель. Не устанавливается на них и система изменения клиренса. По заказу эмиратских военных на БМП-3 дополнительно устанавливается тепловизи-онный прицел “Namut” - совместная разработка французской компании SAT и белорусского производ­ственного объединения “Пеленг -БелОМО”. Этот при­цел согласован с основным прицелом наводчика 1 К13-2 и также имеет стабилизированную в двух пло­скостях линию визирования. Установка прицела “Namut” значительно повышает огневые возможности БМП-3 в условиях ограниченной видимости днем (пыль, туман) и ночью. Его согласование с основным прицелом наводчика 1К13-2 позволяет наводчику-оператору БМП-3 вести огонь управляемым вооруже­нием днем в условиях ограниченной видимости и но­чью как с места, так и с ходу, на дальностях до 3500 м. В бойницах для ведения огня из стрелкового оружия замки крепления переделаны под установку амери­канской автоматической винтовки М16А2.

В дополнение к эжекционной системе охлаждения радиаторов на экспортных вариантах машин установ­лен дополнительный вентилятор обдува радиаторов с гидроприводом, что обеспечивает безотказную рабо­ту систем охлаждения и смазки двигателя в условиях высоких температур.

На траках гусеничных лент устанавливаются специ­альные резиновые подушки - асфальтоходы. На вен­цах ведущих колес установлены ободы для предохране­ния от соскакивания гусеничных лент при вождении в песках, Несмотря на увеличившийся вес гусеничных лент и ведущих колес, показатели подвижности маши­ны не снизились. Так, например, во время подготовки к параду в Абу-Даби в 1996 году мне пришлось обгонять движущуюся колонну БМП-3 на территории военного городка имени Шейха Зайда на своем “Nissan Maxima”. Поравнявшись с одной из двигавшихся БМП-3, я взгля­нул на спидометр - он показывал 80 км/ч!

При отправке БМП-3 в ОАЭ машины не комплекту­ются средствами связи, т.к. в ОАЭ на БМП-3 устанав­ливаются французские радиостанции и переговорные устройства фирмы “Thompson”. В связи с этим в ОАЭ наши БМП-3 комплектуются и танковыми шлемами французского производства.

Анализ опыта эксплуатации БМП-3 в ОАЭ лишний раз подтверждает то, что подавляющее большинство причин выхода из строя техники в незнании ее теми, кто эту технику эксплуатирует. Бывали, правда, и слу­чаи, связанные с недоработками самой техники, но это и естественно - машина-то принципиально но­вая, и сразу в конструкции всего предусмотреть не­возможно. Через это проходят все новые машины.

В первое время эксплуатации БМП-3 основной при­чиной выхода из строя машин было разрушение дви­гателя УТД-29 вследствие масляного или водяного ги­дравлического удара. Причина самого гидроудара крылась в грубейшем нарушении правил запуска дви­гателя или мойки машины: либо механик-водитель пе­рекачает перед запуском маслозакачивающим насо­сом масло в картер двигателя, либо при мойке маши­ны экипаж случайно нальет воды из шланга в воздухо­очиститель, откуда она попадала во впускной коллек­тор и далее в цилиндры двигателя.

Немало неприятностей доставляли нашим специали­стам дюритные соединения в силовой установке маши­ны, через которые время от времени подтекало масло или охлаждающая жидкость. Проблему решили, заме­нив крепления дюритов дюритной лентой на затяжные хомуты английского производства. Подобные хомуты сейчас появились в продаже и в России практически во всех магазинах, торгующих автозапчастями. Работы по замене дюритных лент на хомуты производились в под­разделениях силами наших специалистов или местных экипажей под руководством наших специалистов.

Доставила нам хлопот и полированная поверхность гидротормоза 100-мм орудия 2А70. Дело в том, что по конструкции эта поверхность прикрывается кожухом с промасленной войлочной набивкой внутри. В условиях суточных перепадов температур в Аравийской пустыне под войлочной набивкой конденсируется влага, кото­рая образует коррозию на полированной поверхности. Образование коррозии на полированной поверхности орудия 2А70 опасно тем, что при стрельбе из него об­разовавшимися раковинами рвутся уплотнительные кольца гидротормоза. В результате этого происходит утечка жидкости из гидротормоза, что, в свою очередь, могло привести к обрыву цапф крепления блока оружия БМП при очередном выстреле.

Подобный случай однажды произошел в одном из ба­тальонов армии ОАЭ во время учений с боевой стрель­бой. Слава Богу (и Аллаху тоже), никто не пострадал. Правда, причина утечки жидкости из гидротормоза крылась в другом - в халатности экипажа БМП при подготовке комплекса вооружения к стрельбе. После проверки уровня жидкости в гидротормозе не была за­фиксирована пробка отверстия для заправки жидкости в гидротормоз. Во время стрельбы эта пробка вылете­ла (ее потом нашли на грунте), а за ней и жидкость, обеспечивающая эффективное торможение отката и наката орудия. При очередном выстреле почти вся энергия отката орудия была направлена на цапфы крепления орудия, и они не выдержали.

Проблему предотвращения коррозии на полирован­ных поверхностях орудия решили очень просто и быст­ро. Один из наших военных специалистов полковник Шморгунов А.А. предложил выбросить войлочную на­бивку из-под кожуха, а саму полированную поверхность смазывать смазкой. Попробовали на одной машине. Действительно оказалось лучше. Представители туль­ского КБП сначала сопротивлялись этому новшеству, потом приехали к нам в Бронетанковую школу, где мы им показали результаты, убедили в правильности при­нятого нами решения. А с 1997 года на всех орудиях 2А70 БМП-3, поступающих в ОАЭ из России, не только не было войлочной набивки, но и в самом кожухе были просверлены несколько рядов отверстий, обеспечива­ющих циркуляцию воздуха под кожухом. На машинах, уже поступивших в ОАЭ, отверстия в кожухе делались в подразделениях силами российских специалистов.

В ходе эксплуатации машины имели место и отказы механизма заряжания (МЗ) 100-мм орудия 2А70. При­чина этих отказов крыла'сь в основном в нарушении ре­гулировочных параметров МЗ (а ведь их периодически надо проверять и поддерживать в заданных пределах) и в недостаточном напряжении бортовой сети при дли­тельной работе от аккумуляторных батарей без запус­ка двигателя. По этой же причине частенько бывали случаи отказа и стабилизатора вооружения.

Правда, была еще одна причина отказа МЗ - раз­рушение крышки редуктора механизма поворота кон­вейера (МПК). Дело в том, что эта крышка отлита из силуминового сплава, и в ходе интенсивной эксплуа­тации МЗ, какая велась в Бронетанковой школе ОАЭ, эти крышки разрушались, в результате чего заклини­вал конвейер МЗ.

Осмотрев цеха мастерских Технического управле­ния армии ОАЭ, оборудованию которых могут поза­видовать даже на самом “Курганмашзаводе”, я дого­ворился с руководством Бронетанковой школы зака­зать изготовление нескольких таких крышек в мест­ных мастерских. Причем изготавливали эти детали не из силуминового сплава, а из латуни. После установ­ки таких крышек на редукторы МПК проблем с ними больше не было.

Специалисты, работающие с техникой, знают, что при ее отказах - самое главное найти причину неис­правности и по возможности устранить предпосылки ее возникновения. Часто поиски причины неисправнос­ти могут занять до нескольких дней, а устранение неис­правности при этом занимает всего несколько минут. Подобная ситуация произошла однажды в моей прак­тике в ОАЭ на одной из очередных стрельб из БМП-3.

Во время этих учебных стрельб на одной из машин при пусках управляемых ракет они уходили вверх на самоликвидацию, а в цель почему-то не летели.

Перед стрельбой вся техника мною лично была прове­рена и подготовлена, все работало. Проверяю все за­ново: стабилизатор вооружения работает, сигнал го­товности аппаратуры управления ракетой проходит, в общем, все в порядке. Стрельба из автоматической 30-мм пушки 2А72 и осколочно-фугасными снарядами из орудия 2А70 проходит в штатном режиме. Но во время пуска ракеты почему-то не было ее управления. Ракета летела в аварийном режиме и через несколько секунд полета уходила резко вверх и там самоликви­дировалась. Несколько ракет, таким образом, было выпущено в “белый свет”, а за каждую уплачено при­мерно по 15000$. Я дал команду прекратить стрельбу из этой машины управляемыми ракетами, а БМП-3 за­грузить на трейлер и отправить в Бронетанковую шко­лу, где и стал с ней разбираться.

Сначала мне казалось, что причина неисправности кроется в неисправности прицела 1К13-2 - отсутст­вовало поле управления ракетой. Пригласил специа­листов минского объединения “Пеленг - БелОМО”, которое производит эти прицелы. Ребята приехали, все проверили и говорят, что по их части все нормаль­но, все работает, поле управления есть...

Причину мы нашли, правда, только на третий день. Оказалось, что всего-то ослабли болты крепления кронштейна к электромагниту ЭМ-46 муфты редукто­ра привода горизонтального наведения. Эти болты расположены под кронштейном, и их не видно снару­жи, чтобы к ним добраться, надо снять электромагнит вместе с кронштейном. Болты самопроизвольно от­вернулись на несколько оборотов. В момент выстрела электромагнит подпрыгивал, размыкались контакты и срабатывала блокировка стабилизатора вооружения. При стрельбе обычным осколочно-фугасным снаря­дом кратковременное включение блокировки стаби­лизатора вооружения после выстрела роли не игра­ла - снаряд-то уже на траектории. А вот при стрельбе управляемой ракетой при включении блокировки ста­билизатора выключается поле управления ракетой, после чего ракета 3-4 секунды идет в неуправляемом режиме, а затем уходит вверх на самоликвидацию. После выстрела электромагнит садился на свое мес­то, и блокировка выключалась, все системы снова ра­ботали в штатном режиме, вот почему и было трудно найти причину неисправности. Устранение же этой не­исправности заняло всего 3-4 минуты.

В последующем аналогичная неисправность обнару­живалась еще несколько раз, но уже до стрельбы и на других машинах. Видимо на заводе при сборке этого узла не были затянуты до конца болты крепления элек­тромагнита. Я обратился к руководителю группы гаран­тийного обслуживания от “Курганмашзавода” В. Б. Устину и проинформировал его об этой повторяющейся неисправности. Владимир Борисович пообещал разо­браться и дать соответствующую информацию на за­вод. Сразу скажу, что все возникающие проблемы и во­просы мы с Владимиром Борисовичем решали по дело­вому, без лишнего шума и всегда шли друг другу навст­речу. Хотя были среди наших военных специалистов и такие руководители, которые постоянно спорили, кто больше сделал, и пытались поделить с группой гаран­тийного обслуживания “зону ответственности” за вы­полняемые работы на БМП-3. Делалось все это, как правило, на повышенных тонах, и ничего, кроме вреда, такое выяснение отношений не приносило.

Несколько слов об аккумуляторных батареях (АКБ), которые устанавливались в БМП-3. На машинах, по­ставляемых с завода-изготовителя, устанавливались АКБ российского производства марки 12-СТ85Р. Эти батареи исправно служили приблизительно 5 лет. По истечении их срока службы по решению Главного тех­нического управления армии ОАЭ на БМП-3 устанав­ливались по 4 АКБ (вместо двух 12-СТ85Р) производ­ства Германии, Испании, Франции или, чаще всего,

США емкостью по 170 Ач каждая. Точно такие же бата­реи устанавливались в танки “Леклерк”. С точки зре­ния физики никакой крамолы нет, даже получается об­щая емкость в два раза выше при подключении бата­рей с напряжением на выходе 24 вольта. Так вот эти АКБ, даже таких фирм, как Bosch и Varta, работали в условиях ОАЭ в самом лучшем случае не более года. На танках “Леклерк” французские специалисты меня­ли АКБ вообще раз в полгода, иначе эти напичканные электроникой суперсовременные танки превраща­лись в тонны бесполезного железа, но это уже тема отдельного разговора. Вообще в этой командировке мне на собственном опыте пришлось познать, что та­кое “американское качество”, превозносимое нашей отечественной рекламой. Со всем, с чем мне при­шлось столкнуться, где имелась фирменная надпись “Made in USA”, будь то аккумуляторные батареи, авто­мобили (да, да!), воздушные пассажирские лайне­ры, - все это уступает по надежности нашим россий­ским аналогам. О военной технике я уже и не гово­рю - здесь Россия “впереди планеты всей”.

В одном из батальонов армии ОАЭ, дислоцировав­шихся в эмирате Фуджейра, произошел с нашими акку­муляторными батареями вообще уникальный случай. В этом батальоне после пяти лет эксплуатации “родные” АКБ БМП-3 были заменены на американские. Отслу­жившие свой срок батареи российского производства были свалены в кучу в углу парка боевых машин. Через полгода батальон должен был выходить на боевое де­журство. Когда же экипажи попытались завести маши­ны, то ни одна из машин не завелась даже от воздушной системы - не хватало мощности АКБ, чтобы создать давление в системе смазки и включить электроклапан системы воздушного запуска. Грозил крупный скандал, который вовсе не входил в планы командира батальона.

Тогда нашими военными специалистами во главе с подполковником П. Замковым вместе с экипажами БМП-3 были извлечены из-под слоя пыли и песка сня­тые полгода назад АКБ 12-СТ85Р. Их очистили, долили дистиллированной воды, установили на БМП и запус­тили двигатели БМП от системы воздушного запуска. При выдвижении к месту погрузки батальона на трей­леры АКБ подзарядились и еще полгода исправно слу­жили в месте несения батальоном боевого дежурства. Вот так нашим АКБ пришлось отрабатывать за их аме­риканских “коллег”.

В ходе эксплуатации БМП-3 в условиях высоких температур и влажности был выявлен ряд незначи­тельных недостатков машины, которые практически сразу же устранялись. На машине дорабатывались от­дельные системы и узлы. Так на БМП-3, эксплуатируе­мых в армии ОАЭ, появился дополнительный вентиля­тор обдува радиаторов, была изменена начинка вла-гомаслоотделителя воздушной системы, усовершен­ствована система выброса пыли из воздухоочистите­ля, усовершенствован блок управления стабилизато­ра вооружения, а также были проведены и другие до­работки. Доработки внедрялись силами специалистов и конструкторов группы гарантийного обслуживания “Курганмашзавода” и умельцами из числа военных специалистов. Так, например, подполковником Серге­ем Хариным была разработана и испытана система речевого подсказа, которая информирует механика-водителя об ошибочных действиях и подсказывает, какие необходимо сделать операции для исправления той или иной ситуации.

Бывшим заместителем генерального директора “Курганмашзавода” В.М. Аксентьевым была разрабо­тана насадка для улучшения кучности боя из 30-мм ав­томатической пушки 2А72 при стрельбе очередями. В последующем мне пришлось участвовать в испыта­ниях этой насадки, после чего все автоматические пушки 2А72, установленные на БМП-3 в армии ОАЭ, были оборудованы такими устройствами. Кроме того, Владимир Михайлович занимался разработкой меха­низма-заряжания выстрелов с управляемой ракетой для БМП-3. Был изготовлен опытный экземпляр, одна­ко имевшие место недостатки этого механизма не позволили внедрить его.

В настоящее время все БМП-3 армии ОАЭ переос­нащаются новыми прицелами наводчика “СОЖ” вмес­то прицелов 1 К13-2, разработанных в минском произ­водственном объединении “Пеленг-БелОМО” под ру­ководством В.И. Покрышкина. Испытания нового при­цела в условиях пустыни и высоких температур, кроме участвовавших в них представителей завода и армии ОАЭ, легли и на мои плечи.

Проводились испытания в два этапа на одном из по­лигонов в северной части ОАЭ. Северная часть ОАЭ не очень отличается разбросом температур воздуха от южных эмиратов, как в России северные районы от районов южных. Первый этап проходил в марте ме­сяце, когда за броню БМП еще можно взяться голой рукой, а второй этап в июле месяце, когда приходи­лось работать в перчатках, чтобы не получить ожоги. От армии ОАЭ в испытаниях принимали участие стар­ший лейтенант Якуб Аль Ансари и сержант-инструктор Сайд Аль Абейд - оба из Бронетанковой школы. Хо­чется отметить, что эти два представителя Бронетан­ковой школы являются одними из высокоподготовлен­ных специалистов по БМП-3 не только в своей школе, но не ошибусь, если скажу, что и в сухопутных войсках армии ОАЭ. Есть чему поучиться у этих парней и неко­торым нашим специалистам. Кроме того, оба они и Якуб и Сайд очень добродушные люди и приятные со­беседники, с которыми все мое пребывание в ОАЭ я поддерживал теплые дружеские отношения.

Прицел “СОЖ”, как и прицел 1К13-2, устанавливался в согласовании с тепловизионным прицелом “Namut”. Уже первые испытания показали значительное преиму­щество прицела “СОЖ” перед прицелом 1К13-2 и по эффективности огня, и по удобству работы с ним, и по надежности. Так, например, много беспокойства до­ставлял нам приемопередатчик лазерного дальномера КДТ-2, установленный над 100-мм орудием 2А70. Не совсем удачное его расположение приводило к частому нарушению согласования оси излучения лазера при­емопередатчика дальномера с линией визирования ос­новного прицела наводчика. В результате этого посто­янно приходилось проводить выверку дальномера и следить, чтобы кто-нибудь из обучаемых или инструк­торов после этого случайно не сел или не наступил ногой на приемопередатчик, иначе вся работа насмарку. В прицеле “СОЖ” квантовый дальномер встроен в при­цел, и выверка производится одним членом экипажа (а не тремя, как на прицеле 1К13-2), не выходя из ма­шины. Кроме того, система охлаждения лазера, фор­мирующего поле управления ракетой, позволяла про­изводить до 10 пусков ракет подряд в условиях летних температур ОАЭ, в то время как прицел 1 К13-2 выдер­живал только 5-6 пусков ракет в аналогичных условиях. После этого прицелу необходимо было дать от 30 ми­нут до 1 часа для того, чтобы остыть.

Единственным недостатком прицела, по мнению арабских специалистов, было отсутствие... автомати­ческой системы сопровождения целей! Правда, глав­ный конструктор прицела В.И. Покрышкин успокоил всех, сказав, что проблем с такой системой нет, но тогда прицел будет стоить значительно дороже.

После успешного окончания испытаний прицела и возвращения в Абу-Даби Владимир Иванович при­гласил меня на небольшой “фуршет”, устроенный им по этому случаю. Там он мне подарил очень ценную видеокассету - копию видеозаписи результатов стрельбы из БМП-3 с прицелом “СОЖ” в Аравийской пустыне, которая была сделана через видеовыход тепловизионного прицела “Namut”.

До того как мне самому пришлось поэксплуатиро­вать БМП-3, я не раз слышал самые различные отзывы об этой машине, в большинстве своем отрицательные и в основном от тех, кто “живьем” ее не видел. В тече­ние трех лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Мое мнение - ма­шина замечательная, другой такой в мире нет, а зна­чит, эта машина имеет право на существование и даль­нейшее развитие. Подтверждением этих слов являет­ся контракт на закупку БМП-3 армией ОАЭ. А ведь ре­шение на закупку этих машин правительство ОАЭ при­няло после всесторонних конкурсных испытаний в этой стране российской БМП-3, американской М2А1 “Бред-ли” и английской FV510 “Уорриор”.

Здесь уместно привести еще один пример, харак­теризующий огневую мощь БМП-3. В марте 1997 года на выставке IDEX 97 (International Defense Exhibition) английская БМП FV510 “Уорриор” демонстрирова­лась со стрельбой на полигоне Макатра. Стрельба ве­лась с места и с ходу по установленным в поле брони­рованным машинам МТ-ЛБ, привезенным из Кувейта. Вся стрельба сводилась к тому, чтобы попасть в сто­ящую перед МТ-ЛБ бочку с бензином, которую невооружейным глазом было не заметно. В конечном ито­ге экипаж БМП попадал в эту бочку, МТ-ЛБ вспыхива­ла, зрелище довольно эффектное.

Месяца через два я с очередной группой курсантов (было всего 6 курсантов) и одной БМП-3 прибыл на по­лигон Макатра для проведения стрельб. Все цели, подготовленные для выставки IDEX 97, оставались на своих местах. Для меня было интересно осмотреть результаты стрельбы по этим целям, что я и сделал. Все 3 МТ-ЛБ, по которым стрелял экипаж “Уорриора”, стояли целехонькие, слегка обгоревшие снаружи и имели в лучшем случае по 2-3 пробоины. Когда я за­мерил дальность до них от рубежа открытия огня, то оказалось, что до целей всего-то 750 м. Мои курсанты меньше чем на 2 км из БМП-3 никогда не стреляли.

В этот раз я предложил одному из них отстрелять по одной из МТ-ЛБ. На каждого обучаемого выделялись два 100-мм осколочно-фугасных снаряда, пятнадцать снарядов различных типов к 30-мм автоматической пушке и один выстрел ЗУБК10-3 с управляемой раке­той. После того как курсант отстрелял свои боеприпасы из автоматической пушки тремя очередями, МТ-ЛБ стала разваливаться, адва попадания 100-мм снарядов разнесли корпус этой машины в клочья. После этой стрельбы уже было невозможно определить, что за ма­шина использовалась в качестве цели.

Управляемые ракеты курсанты пускают по танкам (Т-55 и Т-62, привезенным из Кувейта), установлен­ным на дальностях от 3500 до 4000м. Как правило,все обучаемые попадали ракетой в цель. Меня же порази­ло другое. Когда я осматривал цели после стрельбы, то обратил внимание на то, что башня танка Т-62 про­бивается ракетой 9М117 насквозь, т.е. если я смотрел во входное отверстие на лобовой части башни танка, я мог видеть через выходное отверстие то, что нахо­дится за этой башней. И это обычная ракета, даже не с тандемной боевой частью...

Отрадно и то, что машину по достоинству оценили в других странах, таких как Кипр, Китай, Кувейт, Шри-Ланка и Южная Корея, куда она уже поступила на во­оружение. Идет и дальнейшее совершенствование конструкции этой машины. В марте 1999 года на меж­дународной выставке вооружений IDEX 99 в Абу-Даби (а БМП-3 была неизменной участницей всех выставок IDEX с начала их проведения в 1993 году) “Курганмаш-завод” представил новую версию БМП-3. Некоторые зарубежные специалисты сразу окрестили эту машину как БМП-4.

Эта машина является глубокой модернизацией се­рийной БМП-3, но имеет значительно выше показате­ли огневой мощи, защищенности и подвижности. Прежде всего отмечу, что на машине установлен но­вый прицельный комплекс командира и наводчика “Буклет” производства минского объединения “Пе-ленг-БелОМО”. Новый прицел имеет встроенные не только лазерный (как на прицеле “СОЖ”), но и тепло-визионный каналы. Вместо аналогового баллистичес­кого вычислителя установлен цифровой. Комплекс вооружения имеет механизм заряжания выстрелов с управляемой ракетой ЗУБК10-3. Рабочее место ко­мандира машины оснащено независимым панорам­ным прицелом со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Кроме того, командир машины может ис­пользовать для ведения огня из основного вооруже­ния БМП тепловизионный канал прицела наводчика.

Все это вместе взятое значительно увеличивает огне­вые возможности машины.

Подвижность машины улучшена за счет установки в нее нового многотопливного дизельного двигателя УТД-32, развивающего мощность 660 л.с. Кроме то­го, изменена и система охлаждения двигателя, обес­печивающая его безотказную работу в условиях вы­соких температур.

Впервые в мире на боевой машине пехоты примене­на система активной защиты. Система активной защи­ты “Арена” способна в автоматическом режиме унич­тожать любые боеприпасы, подлетающие к БМП со скоростью до 1000 м/с и с любого направления.

Впервые в отечественной практике строительства БМП на боевую машину пехоты установлен кондицио­нер (если не считать выставочный образец БМП-3, привезенный в ОАЭ в 1993 году, а позже проданный армии этой страны). При этом кондиционер установ­лен не для охлаждения аппаратуры, как это сделано на французском танке “Леклерк-Тропик”, а для охлажде­ния воздуха в обитаемых отделениях, что повышает боеспособность экипажа в условиях высоких темпера­тур. На этой машине также установлена и автоматиче­ская система речевого подсказа “Лариса”.

На последней выставке вооружений в г. Омске была представлена БМП-3, оснащенная динамической за­щитой. Комплект динамической защиты позволяет по­высить живучесть машины в условиях массового при­менения противником легкого противотанкового ору­жия, такого как: ручные противотанковые гранатометы и реактивные противотанковые гранаты.

Высокие тактико-технические показатели БМП-3 привлекают к себе внимание многих иностранных ком­паний, работающих в военной отрасли. Так, например, в начале 1993 г. французская компания “Matra Defence” предложила установить на шасси БМП-3 комплект баш­ни SANTAL с шестью (по три с каждой стороны) зенит­ными ракетами “Mistral”, постоянно готовыми к пуску.

Компания GLS, филиал “Krauss-Maffei” (Германия), предложила оснастить шасси боевой машины пехоты БМП-3 башней “Wildcat”, вооруженной двумя 30-мм пушками с оптической системой слежения FLIR и ла­зерным дальномером. На крыше башни устанавливает­ся двухкоординатная РЛС обнаружения “Siemens”.

Башня “Wildcat” модульной конструкции, поэтому предлагается возможность установки на нее других комплектов вооружения и приборов. Конструкция мо­жет включать, например, одну 30-мм пушку и пусковую установку из четырех зенитных ракет российского про­изводства или двух 30-мм пушек и пусковую установку из двух зенитных ракет российского производства. Мо­гут быть также установлены и другие типы зенитных ра­кет, например, ракеты Matra Mistral.

Дополнительно, по выбору заказчика, может быть установлена шведская трехкоординатная РЛС обнару­жения фирмы “Ericsson” HARD 3D, которая уже нахо­дится в серийном производстве для шведского ЗРК “Bofors” RBS 90.

На выставке IDEX 99 две французские компании “SNPE” и “GIAT industries” предлагали свой вариант ос­нащения БМП-3 динамической защитой. Перечислен­ные проекты рассчитаны в первую очередь на страны Ближнего и Дальнего Востока, которые уже имеют на вооружении своих армий БМП-3.

В заключение необходимо отметить, что БМП-3 завое­вала уважение у эмиратских танкистов. Это уважение она смогла завоевать благодаря высоким техническим и бо­евым показателям, ремонтопригодности и надежности.

В подтверждение этого приведу такой пример из мо­ей “эмиратской” практики. Как-то раз на территории цикла вождения Бронетанковой школы армии ОАЭ ви­жу сидящего и плачущего водителя-инструктора по имени Ахмед. Я подошел к нему вместе с моим пере­водчиком и спрашиваю его: “Ахмед, что случилось?”. А он мне и отвечает: “Горе у меня. Меня переводят с инструкторов БМП-3 инструктором “Леклерка”. При­чиной такого расстройства являются частые поломки “Леклерков”, которые невозможно устранить в усло­виях подразделения. За эти поломки инструкторам достается от их начальников.

Так, например, для того чтобы заменить щетки гене­ратора танка “Леклерк Тропик”, необходимо было вы­нуть из танка весь силовой блок. Затем этот блок был до­ставлен в специальную мастерскую, где был разобран, для того чтобы добраться до генератора. После замены щеток все операции выполнялись в обратной последо­вательности. На все это ушло больше недели, хотя сило­вой блок из танка вынимается всего за 15 минут.

На БМП-3 картина несколько иная. Если что и лома­ется, то, как правило, все устраняется в подразделени­ях, а значит, и начальники не ругают инструкторов.

Хотелось бы добавить, что репутацию БМП-3 как на­дежной и неприхотливой машины помогли завоевать и наши специалисты, из группы гарантийного обслужи­вания под руководством В. Б. Устина, а также и воен­ные специалисты, такие как: В.Горбачев, В.Гудин, В.Ефстафьев, А.Степанов, С.Харин, В.Шулепов (руко­водитель группы), Н.Педенко, В.Мущинский и многие другие. Помогали им преодолевать языковой барьер, налаживать контакты с местными военными, а порой и сами с инструментами в руках, помогая работой на технике военным специалистам, замечательные пере­водчики, такие как: Н.Алексейчук, М.Дудаев, К.Исачен­ко, Ю.Новоселов и А.Титаренко. Я думаю, что коллек­тивы конструкторов и рабочих “Курганмашзавода”, со­здавших БМП-3, имеют право знать о тех, кто своим трудом помогал и помогает снискать мировую извест­ность этой уникальной машине БМП-3 - боевой ма­шине пехоты начала третьего тысячелетия.

Сравнительные характеристики боевых машин пехоты, состоящих на вооружении государств
Характеристики БМП-3 М2А2 “Bradly” FV510“Worrior” “Marder-1A3”
Страна-разработчик СССР США Великобритания ФРГ
Полная боевая масса, т 19 29,9 24,5 33,5
Экипаж + десант, чел. 3+9 3+6 3+7 3+6
Вооружение:         
а) пушка:        
-тип АП1 и ОПУ2 АП АП АП
- калибр, мм 30 и 100 25 30 25
-тех. Скорострельн., выстр./м 300 для АП
15 для ОПУ
100 и 200 90 800
- боекомплект, выстрелов 500 и 40 900 228 1250
- из них готовых к использованию 500 и22 300 228 *
- система подачи боеприпасов и тип питания Ленточная, двойное и МЗ для ОПУ ленточная, двойное кассетная ленточная, двойное
б)ПТУР:        
- марка ПТУР 9М 117 “Бастион” “TOW2” - “Milan-2”
- количество ПУ ПТУР, шт. 1 2 - 1
- боекомплект ПТУР, шт. 8 7 - 4
в) пулеметы:        
- количество х калибр, мм 3х7,62 1х7,62 1х7,62 1х7,62
- боекомплект патронов, шт. 6000 2340 2200 5000
г) дымовые гранатометы, шт. 6 8 8 6
д) состав СУО СТВЗ, ЛД4, БВ5, Тепловизор ЭГП6 ГН и ЭП7 ВН ЭГП ГН и ЭП ВН ЭГП ГН и ЭП ВН
Возможность стрельбы ПТУР с ходу Есть Нет - Нет
Заряжание ПТУР Вручную внутри БМП Вручную снаружи БМП - вручную снаружи БМП
Тип и мощность двигателя, л.с. Дизельный, 500 дизельный, 500 Дизельный, 550 дизельный, 600
Удельная мощность, л.с./т 26,3 20,5 22,4 17,9
Мах скорость по шоссе, км/ч 70 66 82 65
Мах скорость на плаву, км/ч 10 6,7(с плавсредствами) не плавает не плавает
Мореходность, баллов до 3 до 1 - -
Возможность ведения огня на плаву до 2-х баллов нет - нет
Запас хода. по шоссе, км 600 480 660 500
Ср. уд. Давление на грунт кг/см2 0,61 0,68 0,67 0,92
Система активной защиты предусматривается нет нет нет
Динамическая защита предусматривается предусматривается нет нет
Год принятия на вооружение 1987 1988 1987 1989
1 АП - автоматическая пушка;
2 ОПУ - орудие-пусковая установка;
3 СТВ - стабилизатор вооружения;
4 ЛД - лазерный дальномер;
5 БВ - баллистический вычислитель.
6 ЭГП - электрогидропривод
7 ГП - гидропривод

 

Главная страница Предыдущая страница