Легкий танк PzKpfw I

А. Кощавцев

(М-Хобби #4, весна 1995)

Часть 1 | Часть 2

 

История создания

Согласно Версальскому соглашению Германии не было разрешено иметь собственной боевой техники, поэтому все свои разработки в этой области немцы тщательно скрывали под всякими двусмысленными названиями. Это коснулось и первого серийного боевого танка для сухопутной армии. Единственной лазейкой для создания подобных изделий были малые бронированные невооруженные учебные машины весом до 5 тонн. Идея создания полноценного танка, отвечающего данным требованиям, но вооруженного пулеметом и/или пушкой, исходила от Гейнца Гудериана, который носился с ней по всем инстанциям. В необходимости производства таких машин он сумел убедить инспектора автомобильных войск рейхсвера Освальда Лутца (Oswald Lutz), начальником штаба которого в то время являлся сам Гудериан. Официально Heerswaffenamt (Управление/Служба вооружений Сухопутной Армии) выдал требование на создание учебного танка массой до 5 тонн в 1931 году и для его создания был объявлен конкурс между ведущими фирмами Daimler-Benz AG, Rheinmetall-Borsig, MAN (Maschinenfab-rik Augsburg-Nurnberg) и Friedrich Krupp AG. Новый танк в документах обозначался как Landwirtschaftlicher Schlepper (LaS), то есть «сельскохозяйственный трактор».

После изучения решений, предложенных фирмами, была выбрана машина Круппа. Следует отметить, что победа концерна определялась отнюдь не наилучшими боевыми качествами будущей машины, а быстрым сроком возможного воплощения и малыми затратами при освоении серийного производства. Как показала практика, боевые возможности танка были практически равны нулю, но тем не менее фирма, имевшая большой опыт работы совместно со шведской фирмой Landsverk при изучении английского шасси Carden-Lloyd Mk VI, смогла создать самый дешевый проект легкого танка. Отметим, что создание этого танка было бы невозможно без помощи СССР, купившего в 1929 году два шасси Mk VI и ознакомившего с его конструкцией немецких конструкторов.

Легкая боевая машина, имевшая индекс LKA, была спроектирована инженерами Хогельлохом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert) и после немногих доработок принята за эталон при изготовлении предсерийной партии машин. Производство опытных образцов машины 1 А LaS Krupp было поручено фирме Henschel, которая летом 1933 года выпустила на испытания в Кумерсдорфе первые 5 прототипов танка. Испытания показали малую надежность конструкции танка, особенно в части трансмиссии и ходовой части. В результате были проведены доработки в ходовой части, направленные на упрочнение ее конструкции. Так, три опорных катка вместе с ленивцем были скреплены общей балкой, а также было добавлено три поддерживающих катка в ходовой части. Корпус и башня машины проектировались на фирме Daimler-Benz, которая впервые применила для них сварно-клепаную конструкцию. Следующая предсерийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти заводах: Krupp-Gruson, Daimler-Benz, Henschel, Rheinmetall-Borsig и MAN. Целью такого расширения «сферы изготовления» была подготовка персонала и оборудования этих заводов для будущего массового производства танков и обретения опыта в создании новых боевых машин.

Первые серийные шасси были построены в декабре 1933 года на заводах Krupp-Gruson, следующая партия была выпущена в феврале 1934 года на фирме Henschel (первая машина покинула ворота фирмы 3 февраля). Первые три танка прошли официальную инспекцию 27 апреля 1934 года. Конец июля 1934 года ознаменовался тем, что фирма Henschel урвала «толстый» контракт на производство 150 танков, а также тем, что первые шасси 1 А LaS Krupp были переданы трем ротам Kraftlehrkommando Zossen (учебное моторизованное командование в Цоссене). В сентябре в Цоссен прибыли первые серийные танки, а месяц спустя Kraftlehrkommando было переименовано в 1 PzAbt (PanzerAbteilung — танковый отряд). Аналогичное подразделение в Ордруфе было переименовано в 2 PzAbt. Так создавались первые части Panzer-waffe. Летом 1935 г. машины обоих отрядов приняли участие в учениях близ Мюнстера.

В октябре 1935 года танками 1 А LaS Krupp были оснащены первые 3 панцердивизии. В 1938 году «трактору» было присвоено официальное обозначение PzKpfw (MG) I Ausfuhrung А (боевая машина (пулеметная) 1 модификация А). По единой системе нумерации специальных машин Вермахта (Kraftfarzeuge Nummersystem der Wermacht) танк PzKpfw I (PanzerKampfwagen — бронированная боевая машина) и его модификации имели обозначения от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sonder-Kraftfarzeug — специальная машина).

Всего было выпущено 477 танков PzKpfw 1A, 349 на заводах Henschel и 128 на заводах MAN. Машины имели серийные номера 10001-10477.

В 1934 году одна машина была продана в Венгрию. В сентябре 1936 года 50 (а по некоторым данным всего 32) танка Pz 1 А было отправлено в Испанию в составе легиона «Кондор». Несколько танков (предположительно около 10 машин) Panzer 1A были проданы в Китай, где даже приняли участие в боевых действиях против Японии. По крайней мере один из них был захвачен японской армией в 1941 году и подвергнут полным испытаниям.

Устройство танка

Поскольку машина создавалась прежде всего для обучения экипажей для будущих танковых войск, конструкция ее была предельно простой. Ходовая часть (одного борта) состояла из переднего ведущего колеса, четырех опорных катков и ленивца, соединенных единой внешней балкой. Эта балка крепилась к корпусу на болтах. Амортизация обеспечивалась двумя четверть-эллиптическими рессорами. Натяжение гусеницы обеспечивалось перемещением ленивца. В качестве силового агрегата был применен четырехцилиндровый оппозитный бензиновый двигатель воздушного охлаждения Krupp М305 с карбюратором Solex 40JEP мощностью 57 л.с при 2500 об/мин. Несколько машин были укомплектованы экспериментальным дизелем Krupp М601, но его мощность 60 л.с. при 2200 об/мин для танка была признана недостаточной. Запас топлива составлял 144 литра и располагался в двух баках в задних углах отделения управления. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью двухдискового сухого сцепления. Коробка передач ZF Aphon FG35 имела одну заднюю и пять передних скоростей и располагалась в передней части машины. Водитель находился в левой передней части машины. Управление танком производилось с помощью сцепления, тормоза и двух рычагов. Каждый рычаг был оснащен двумя рукоятками: одна — для нормального управления и вторая со специальным плунжером — для приведения в действие стояночного тормоза. Приборная панель имела спартанский вид, что неудивительно. Присутствовали только самые необходимые приборы. На приборной доске имелись: датчик температуры масла, тахометр, проградуированный от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин и спидометр со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче не более 5 км/ч, на второй — 11 км/ч, на третьей — 20 км/ч, на четвертой — 32 км/ч и на пятой — 42 км/ч. При скорости 35 км/ч машина имела запас хода по шоссе до 145 км. Охлаждением отделения управления «ведал» небольшой вентилятор. Выводной шланг этого вентилятора очень хорошо заметен на правой надгусеничной полке как Pz 1, так и всех машин на его базе созданных.

Второй член экипажа, командир/стрелок, располагался в башне. Поскольку этот, с позволения сказать, танк имел мизерные размеры, конструкторам пришлось пойти на некоторые ухищрения. Для обеспечения достаточного места для механика-водителя башня была несколько смещена к правому борту машины.

Вооружением танка стали два 7,92-мм пулемета Dreise MG13 с практической скорострельностью 680 выстр/мин, смонтированные во вращающейся башне. Боезапас состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами складировалась в башне, а остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) —в корпусе. Пулеметы были расположены в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. Спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого — на штурвале поворота башни (на Pz 1B), справа от него. При этом стрелок вел огонь «по македонски». то есть правой рукой из правого пулемета, а левой из левого. Угол подъема оружия +18 град, склонения -12 град. Маска пулеметов могла фиксироваться в горизонтальном положении. Сиденье командира вращалось вместе с башней, чего нельзя сказать о полике боевого отделения. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.

Как уже упоминалось, по боевым возможностям машина получилась очень неудачной. Круговое бронирование толщиной 13 мм спасало только от огня легкого стрелкового оружия. По испытаниям трофейного образца в Англии, башню и маску пулеметов очень часто заклинивало при стрельбе из последних (особенно при залповой стрельбе), а воздухозаборник как будто бы специально был создан для забрасывания его гранатами. Во время войны в Испании его закрыли дополнительным листом. К тому же машина показала отвратительную проходимость в условиях бездорожья.

PzKpfw l Ausf В

Как только PzKpfw IA был передан в войска, обнаружилось. что он совершенно непригоден для боевых действий. кроме как на отличных магистралях — райхсбаннах, строительство которых широко развернулось по всей Германии (наверное, специально для Panzer I). Назрела революционная ситуация, которая и привела к рождению новой модели. В 1935 году началось производство улучшенной модификации PzKpfw IB, которая сначала называлась 1 В LaS May. На новой машине был применен более мощный шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения Maybach NL 38 TR с новой коробкой передач ZF Aphon FG31 (хотя на некоторых Pz IB выпуска 1935 года стояли еще старые КПП). Мощность двигателя выросла до 100 л.с. Поскольку новый мотор был заметно больше старого, пришлось удлинить корпус на 400 мм. Вследствие этого в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец для облегчения поворота был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Выхлопная труба была выведена через задний борт в отличие от двух выхлопных труб по бортам, как на PzKpfw IA. На первых сериях использовались пулеметы MG 13, которые впоследствии были заменены более современными MG 34 калибра 7,92 мм со скорострельностью 825 выстр/мин. С 1936 г. боезапас был увеличен до 90 магазинов. Также была установлена новая приемо-передающая радиостанция FuG5. Запас топлива был увеличен аж на 2 литра. Если учесть, что его расход по сравнению с Pz 1A возрос со 100 л/100 км до 125 л/100 км, прогресс заметен невооруженным глазом. Во всем остальном обе модификации остались практически идентичными. Производство танков модификации В велось на заводах Henschel, Krupp-Gruson в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах MAN в Нюрнберге и Wegmann в Касселе. Производство продолжалось до середины 1937 года, за это время выпущено 1016 танков PzKpfw IB, а фирма Wegmann выпустила еще 22 корпуса в 1938 году. Серийные номера этих машин лежали в пределах от 10478 до 15000 и от 15201 до 16500. Непрерывность серийных номеров была применена в целях дезинформации, кроме этого Panzer IB не поставлялся на экспорт. Ремонт машин обеих модификаций проводился или на немецких, или на зарубежных (относительно Германии) заводах, например на заводе Ceskomorawska-Kolben-Danek, который был переименован в Bohemische-Mahrische Maschinenfabrik.

Производство танков PzKpfw I
Годы производства 1933 1934 1935 1936 1937 1938
Шасси 31 337 811 574 114 -
Корпуса - 54 851 565 255 22
Башни - 54 851 557 31 -



Вследствие малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии были разработаны несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8800-9500 кг. Самыми известными были Bussing-NAG 900 и 900А. Faun L900D567. Кроме того для транспортировки танков могли использоваться захваченные машины типа чешских Skoda 6VTP6-T и Skoda 6K, Tatra T81, французских Laffli S45TL, Bernard и Willeme. Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы большой грузоподъемности типа

SdAnh 115 грузоподъемностью 8000 кг и SdAnh 116 грузоподъемностью 22000 кг (SdAnh от Sender Anhanger — специальный прицеп). В качестве тягловой силы для этих прицепов применялись тяжелые колесные тягачи типа Hanomag SS100 или полугусеничные 18-тонники SdKfz 9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже 8- и 5-тонниками.

Потомки PzKpfw I

15 сентября 1939 года Heers-waffenamt принял решение разработать легкую боевую машину, которая могла бы использоваться как разведывательная, а также для поддержки воздушно-десантных операций, для этого машина должна была иметь возможность транспортировки десантными самолетами, например Messerschmitt Me 321 «Gigant». Над этим проектом, названным PzKpfw I nA VK 601 (Panzerkampfwagen neurer Art Volkettenkraftfarzeug 601 — бронированная боевая машина нового типа массой 6 тонн, прототип номер 01) совместно работали фирмы Krauss-Maffei и Daimler-Benz. На фирме Krauss-Maffei под руководством инженера-полковника В. Кникампа (W. Kniekamp) было разработано новое шасси, здесь же началось и серийное производство нового танка. Корпус и башня были спроектированы и выпускались фирмой Daimler-Benz. Машина была обозначена как PanzerKampfwagen I Ausfuhrung С. Танк не имел ничего общего с PzKpfw I В — это была совершенно новая машина. Вооружение состояло из 20-мм пушки EW141 (Einheitswaffe), спаренной с 7,92-мм пулеметом MG34 в поворотной башне. Подвеска (одного борта) состояла из 5 основных катков, расположенных в шахматном порядке, переднего ведущего колеса и заднего ленивца. Бензиновый двигатель HL45P фирмы Maybach развивал мощность 150 л.с. Бронирование корпуса достигало 30 мм. В 1943 году была выпущена установочная партия из 46 машин, которые постигла разная судьба. Некоторая их часть поступила на вооружение I PzDiv на Восточном фронте, где они и сгинули. Остальные танки использовались как учебные и их судьба неизвестна. Впоследствии был построен VK602 с более мощным двигателем Maybach HL61 (180 л.с.). Эта машина «дожила» до стадии прототипа, после чего надобность в ней отпала.

Дальнейшей разработкой стал PzKpfw I nA verst (neue Ausfuhrung, verstarkt — новая модель, дополнительно бронированная) или VK1801, который иногда обозначается как Ausfuhrung F. «Затребованная» 12 декабря 1939 года, эта машина не вписывалась в базовую философию Panzerwaffe, поскольку предназначалась для поддержки пехоты. Заказ был на постройку 30 машин. Этот проект также осуществляли фирмы Krauss-Maffei и Daimler-Benz, которые использовали для него то же шасси и двигатель, что и на модели С. На VK1801 была применена коробка передач ZF SSG 47, в то время, как на втором прототипе VK1802 она была заменена на MaybachVG15319. Вооружение состояло из двух пулеметов MG34, смонтированных в башне. Бронирование достигло 80 мм, что и определило вес этой «малютки» в 21 т (против 18 т по техническому заданию). Максимальная скорость в 24 км/ч была признана достаточной для выполнения задач, на которые был рассчитан этот танк, и была вполне сравнима со скоростями английских пехотных танков. Благодаря широким гусеницам (540 мм) этот танк производит впечатление Pz I, возомнившего себя «Тигром». Опытная машина была создана в июне 1940 года. Первые серийные танки были выпущены лишь к концу 1942 года. Всего было произведено 30 штук, после чего заказ был аннулирован. В 1943 году 8 Pz 1F были отправлены в части I PzDiv на Восточный фронт. По крайней мере один из них был захвачен Красной Армией и отправлен в НИИБТВ в Кубинку, где и находится до сих пор. Несколько машин использовались в боевых действиях на территории Югославии.

[Продолжение]

Главная страница

Предыдущая страница