armor.kiev.ua / Battle / WWII
 

Обзор боевых действий аэросанных частей в Отечественной войне (1942-1943 гг.)

(Управление командующего БТ и МВ Красной армии. Обзор боевых действий аэросанных частей в Отечественной войне (1942-1943 гг.) -М.: Воениздат НКО, 1944)

 

_________

ПОД РЕДАКЦИЕЙ
гвардии генерал-майора танковых войск
ЗИБЕРОВА И.Г.

материал подготовили:
полковник САПОЖКОВ Г.Я.,
подполковник БАНДУРКИН А.П.,
подполковник КИЗЮН Н.И.

_________

 

АЭРОСАНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Театр военных действий, охватывающий территорию северных и северо-западных районов Советского Союза, занимает тысячи километров. Эти районы характерны наличием в них значительного количества больших и малых озёр, рек, лесов, малой плотностью населения и небольшим количеством дорог. Устойчивая зима с глубоким снежным покровом продолжается здесь в среднем около четырёх месяцев.

Все эти особенности усложняют боевые действия войск в северных и северо-западных районах. Действия войск развиваются здесь главным образом на направлениях к населённым пунктам, между которыми большие пространства остаются не занятыми войсками. Для наблюдения и контроля за незанятыми участками требуются части, способные быстро продвигаться вне дорог по глубокому снегу. Для этого пригодны только, аэросани и лыжники.

Аэросани для военных целей впервые были применены в 1915 году и использовались, в основном, как транспорт или как средство связи. В зимиюю кампанию 1939/40 г. в Красной Армии имелось несколько аэросанных отрядов, которые довольно успешно применялись в зимних операциях против белофиннов. Они использовались главным образом для обеспечения связи между частями и соединениями, подвозили боеприпасы, продовольствие и горюче-смазочные материалы войскам, действовавшим в большом отрыве от своих баз снабжения, эвакуировали раненых с поля боя. Иногда аэросанные отряды выполняли боевые задачи, внезапно нападая на войска противника, его штабы и тылы.

Наибольшее применение аэросани получили в Отечественную войну, особенно в зимнюю кампанию 1942/43 г. В этот период они впервые были использованы в значительном количестве как боевые средства. Практика показала, что наиболее успешно аэросанные части действовали на открытой местности: на озёрных пространствах озёр Ладожское, Ильмень, Селигер, замерзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе.

Движение аэросаней по сильно пересечённой местности и лесным) дорогам шириной 4—4,5 м затруднено, а иногда и невозможно. На узких лесных дорогах с частыми и крутыми поворотами, большим количеством пеньков и сучьев, а также на местности, покрытой кустарником выше 6,5 м, скорость движения аэросаней резко снижается и часты поломки лыж и винта.

Опыт боевых действий аэросанных частей и подразделений против немецко-фашистских войск зимою 1942/43 г. позволяет сделать некоторые предварительные выводы, ко-торые помогут учесть положительные и отрицательные стороны азросаней и изжить ошибки в их применении и действиях.

В настоящее время аэросанные части по своему назначению подразделяются на боевые и транспортные.

Аэросани НКЛ-26 (рис. 1 [Рисунок для печати 300 dpi]) состоят на вооружении боевых аэросанных батальонов, которые действуют совместно с общевойсковыми частями (главным образом с лыжниками) и выполняют самостоятельно задачи по службе боевого обеспечения (разведка, связь и пр.).

Боевые аэросани вооружены одним пулемётом ДТ (Дегтярев танковый).

На вооружении транспортных аэросанных батальонов (тасб) состоят аэросани НКЛ-16 (рис. 2), которые применяются для перевозки лыжно-десантных частей, для подвоза действующим войскам боеприпасов, продовольствия, горюче-смазочных материалов, а также для эвакуации раненых с поля боя, для патрульной службы и службы связи в тылу своих войск.

В Отечественной войне аэросанные части выполняли следующие задачи:

Боевые аэросанные батальоны (басб):

1. Вели разведку местности и противника.
2. Охраняли открытые фланги общевойсковых и танковых частей.
3. Несли патрульную службу по охране побережья озёр и участков, не занятых нашими частями.
4. Во взаимодействии с лыжно-стрелковыми подразделениями преследовали отходящего противника.
5. Охраняли командные пункты и обеспечивали связь.

Транспортные аэросанные батальоны (тасб):

1. Перевозили подразделения и эвакуировали раненых с поля боя.
2. Подвозили грузы и вооружение к полю боя.
3. Буксировали и перевозили на огневые позиции пулемёты, миномёты и противотанковые орудия.
4. Несли патрульную службу по охране участков, не занятых нашими частями.
5. Ставили дымозые завесы. Ниже приведём несколько примеров выполнения аэросанными частями указанных задач.

1. РАЗВЕДКА БОЕМ

Действия 18 басб и 28, тасб в районе Зубец

Примером удачно проведённой боевой разведки могут служить действия 18 басб.

15.3.43 командир 18 басб получил задачу: аэросанной ротой прикрыть действия десанта автоматчиков на лыжах (взвода 119 олб), выбрасываемого на транспортных аэросанях в район 2 км юго-западнее Гумборица с целью провести с тыла разведку опорного пункта противника Зубец.

Чтобы отвлечь внимание противника, 119 олб демонстрировал наступление на Зубец с фронта (схема 1).

К началу действий 18 басб находился в выжидательном районе — лес 0,5 км юго-западнее Маяк Свирский, а 28 тасб — лес 1 км северо-восточнее острова Новая Свирица.

Поставленная задача была решена следующим образом.

Рота транспортных аэросаней с десантом автоматчиков под прикрытием роты боевых аэросаней 18 басб выступила с исходной позиции — о. Чемба. Остальные подразделения аэросанных батальонов оставались в своих прежних районах. Одновременно с выходом аэросанных рот с исходной позиции подразделения 119 олб повели наступление на Зубец с фронта.

По достижении аэросанными ротами намеченного района десант автоматчиков высадился под прикрытием боевых аэросаней и приступил к выполнению своей задачи. Рота транспортных аэросаней возвратилась в прежний выжидательный район.

Не встретив сопротивления противника на восточном берегу Ладожского озера, десант автоматчиков повернул на юг с целью боем разведать опорный пункт Зубец.

В это время подразделения боевых аэросаней патрулировали вдоль побережья и на флангах отряда лыжников, не допуская подхода противника из Гумборица. Действия отряда поддерживались нашей артиллерией, которая подвергла обстрелу противника в Гумборица. Попытка противника подойти на помощь своему гарнизону в Зубец небольшими группами лыжников успеха не имела; эти группы были рассеяны и уничтожены огнём наших аэросанных подразделений.

В результате согласованных действий роты боевых аэросаней с десантом автоматчиков была вскрыта огневая система опорного пункта противника и получены полные данные о характере его обороны в данном районе.

Автоматчики, успешно выполнив свою задачу, вышли из боя; рота боевых аэросаней, прикрывая их отход, отошла в прежний выжидательный район.

Действия 53 басб в районе Спаспископец

Совместные действия с десантом по захвату пленных провёл 53 басб, нёсший патрульную службу у восточного берега оз. Ильмень, в полосе 22 сд (схема 2).

14.3.43 командир 53 басб получил задачу: «Одной ротой боевых аэросаней совместно с десантной группой внезапно атаковать противника в Наволок и захватить пленных».

Для выполнения указанной задачи была создана группа в составе 15 боевых аэросаней с десантом — 40 человек автоматчиков, размещённых на лыжах аэросаней.

В 3.30 15.3 группа начала движение с исходной позиции — остров Железный — в направлении Наволок. Остальные подразделения батальона несли патрульную службу в своем районе (у восточного берега оз. Ильмень).

Во время движения разведывательная группа, сбившись с маршрута, отклонилась от заданного направления и вышла южнее Спаспископец.

Командир группы решил не терять времени и, используя внезапность, атаковать противника, находившегося в Спаспископец.

Аэросанная группа, высадив десант, вышла на фланги противника и открыла сильный пулеметный огонь.

Десант под прикрытием огня боевых аэросаней стремительно атаковал противника. Внезапное появление разведывательной группы и её смелая атака привели немцев в замешательство. Автоматчики, воспользовавшись паникой врага, под прикрытием огня аэросанной группы, быстро ворвались в населённый пункт. Однако вскоре противник привёл себя в порядок и открыл по аэросаням пулемётный, миномётный и артиллерийский огонь.

Аэросани в течение 40 минут вели огневой бой с противником, отвлекая на себя основную массу его огня, обеспечив тем самым возможность автоматчикам, ворвавшимся в Спаспископец, захватить пленных. Выполнив свою задачу, десантники под прикрытием аэросаней вышли из сферы огня противника, после чего и аэросанная группа начала отходить на исходную позицию.

Смелые и решительные действия группы автоматчиков и аэросаней обеспечили успех боя. В коротком бою было уничтожено пять пулемётных точек и до 30 солдат и офицеров противника и взяты пленные.

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЭРОСАНЕЙ
СО СТРЕЛКОВЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

Боевые действия аэросанных частей не ограничивались ведением разведки и захватом пленных. Ими был проведён целый ряд атак во фланг и тыл противника, а также велось преследование отходящего противника.

Действия 1 роты 8 басб в районе Чернышино

1-я рота 8 басб, приданная 1093 сп, оборонявшему Чернышино, успешно контратаковала противника во фланг.

Обстановка к началу действий была следующая.

В результате летних боёв 1942 г. нашим войскам удалось занять на западном берегу р. Жиздра в районе Чернышино (35 км южнее Сухиничи) плацдарм. Основной же оборонительный рубеж проходил по восточному берегу р. Жиздра (схема 3).

Противник готовил наступление с целью захвата населённого пункта Чернышино, который вклинивался в его оборону.

Командир 1093 сп в целях противодействия противнику создал ударную группу из автоматчиков и роты боевых аэросаней, которой поставил задачу контратаковать противника во фланг в случае перехода его в наступление.

К 20.00 19.2.42 1/8 басб заняла исходную позицию на южной опушке рощи северо-восточнее Коща. На этой позиции рота двое суток находилась в засаде, ожидая возможного перехода немцев в наступление. Днём 20.2.42 рота была обнаружена вражеской авиацией. Чтобы избежать ненужных потерь, а также в целях маскировки рота к 12.00 21.2 сменила занимаемый район, заняв исходную позицию на южной опушке леса, 2 км северо-восточнее Чернышино. Перед ротой находилась большая поляна, покрытая мелким кустарником, не препятствовавшим успешным действиям аэросаней.

К 15.00 21.2.42 противник начал наступление на Чернышино, выбросив группы автоматчиков на лыжах из леса севернее Чернышино.

После того как большая часть групп противника вышла из леса, рота боевых аэросаней, по сигналу командира 1093 сп, в боевом порядке «углом вперёд» вышла с исходной позиции и внезапно контратаковала противника во фланг. В результате боя противник, понеся большие потери, был отброшен в лес севернее и северо-западнее Чернышино.

Успешно проведя контратаку, 1 рота 8 басб сосредоточилась в районе сбора — юго-западная окраина Чернышино.

Приведя себя в порядок, немцы вскоре вторично повели наступление в том же направлении. Когда противник вышел из леса, рота боевых аэросаней второй раз контратаковала его, но уже не со стороны исходной позиции, а из района сбора — юго-западная окраина Чернышино, и снова нанесла ему чувствительный удар.

Однако контратаки роты аэросаней не были в достаточной мере поддержаны пехотой, в результате чего рота понесла излишние потери в материальной части и в личном составе, но, действуя решительно и смело, успешно выполнила поставленную задачу.

Действия 13 басб в районе Кривая клетка

13 басб, находясь в подчинении командира 241 сд, получил задачу: не допустить высадки противником авиадесантов на озерном пространстве и уничтожить их в случае наступления на восточное побережье оз. Селигер.

Перед началом боевых действий батальон находился в выжидательном районе 1 км юго-восточнее Красоты (схема 4).

Утром 18.3.42 противник силою до двух рот начал движение из Полново в направлении леса северо западнее Кривая клетка, где начал сосредоточиваться.

Как только стало известно, что противник начал движение, командиру 13 басб было приказано: «Батальону совместно со стрелковой ротой остановить наступление противника на Кривая клетка».

Оценив обстановку, командир 13 басб решил стрелковой ротой занять оборону на северной окраине Кривая клетка и сковать противника с фронта, а батальоном контратаковать его во фланг.

Стрелковая рота 318 сп быстро заняла оборону на северозападной окраине Кривая клетка, а 13 басб занял исходные позиции: 3 рота — 1,5 км юго западнее Зыковщино, 1 рота — северная опушка леса на безымянном острове 2.5 км южнее Зыковщино, 2 рота — 1,5 км восточнее Кривая клетка.

Противник, сосредоточившись в районе безымянной высоты, северо-западнее Кривая клетка и на восточной опушке леса юго-восточнее Полново, перешёл в наступление. Части противника, наступавшие на Кривая клетка, были остановлены сильным ружейно-пулемётным огнём стрелковой роты. В то же время 2 рота аэросанного батальона открыла огонь по флангу второго эшелона противника и отсекла его от первого эшелона. В рядах противника началось замешательство. Второй эшелон противника, не выдержав огня аэросаней, начал поспешно отходить на Полново. Вслед за вторым эшелоном начал отходить и первый эшелон противника, неся большие потери от огня стрелковой роты.

В то время как стрелковая и 2 аэросанная роты успешно отбили атаки немцев у Кривая клетка, 1 и 3 роты 13 бдоб, стремительно и максимально используя огонь, контратаковали противника, выходившего с восточной опушки леса, Что юго-восточнее Полново. Противник, понеся потери, отошел в лес, не пытаясь больше в течение всего дня повторить атаку.

В результате боя противник потерял только убитыми до 140 солдат и офицеров.

С наступлением темноты подразделения возвратились в прежний выжидательный район. Успех аэросаней был достигнут благодаря внезапности атаки, проведённой на максимальной скорости.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ АЭРОСАНЕЙ

Самостоятельные действия 3 роты 4 басб в районе маяк Куликов

Примером самостоятельных действий аэросанных подразделений могут быть действия 4 басб. 4 басб был придан Отдельному лыжному батальону.

Разведывательная группа Отдельного лыжного батальона в ночь с 26 на 27.3.43 вела разведку противника, занимавшего западный берег Онежского озера в районе севернее маяк Куликов (схема 5).

Противник превосходящими силами контратаковал разведывательную группу лыжников, заставил её отойти и начал преследовать.

На рассвете 27.3 командир 4 басб получил задачу: «Ротой боевых аэросаней атаковать противника, преследующего нашу разведывательную группу».

В 7.50 27.3.43 3 рота 4 басб выступила с исходного района оз. Кобылье и, пройдя по заданному азимуту в течение часа 16 км, внезапно и стремительно атаковала противника, который вёл преследование нашей разведывательной группы. Не выдержав фланговой атаки аэросанной роты, противник вынужден был не только отказаться от преследования, но и отойти в исходное положение, понеся при этом значительные потери.

Отбросив группу противника на западный берег Онежского озера, рота возвратилась на прежнюю выжидательную позицию.

Таким образом, аэросанная рота, умело использовав свои маневренные возможности, своевременно оказала помощь разведывательной группе.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИИ ЛЫЖНИКОВ

Действия 1 басб в районе о. Метчи-Шара

Нередко аэросанные части выполняли задачи по прикрытию действий лыжных подразделений. 1 боевой отдельный аэросанный батальон должен был прикрывать действия лыжных групп 33 лсбр и партизанского отряда, которые имели задачу уничтожить гарнизоны противника в населённых пунктах Сондолы и Кирп. (схема 6).

Для выполнения этой задачи командир 1 басб выделил одну роту боевых и два взвода транспортных аэросаней. Выделенные подразделения были использованы следующим образом. На 1 взвод роты боевых аэросаней было возложено прикрытие партизанского отряда, на 2 взвод этой же роты — прикрытие с фланга лыжников, действующих в направлении Кирп.; 3 взвод роты оставался в резерве командира роты и находился в районе Пинема-Губа.

Транспортные же аэросани были предназначены для переброски группы лыжников из района Пинема-Губа к о. Метчи-Шара.

К 21.00 28.1.43 аэросанные подразделения и лыжная группа, находясь в районе Пинема-Губа, были готовы к действиям.

В 22.00 подразделения приступили к выполнению задачи. 1 взвод аэросаней, выступив из района Пинема-Губа, сопровождал партизанский отряд непосредственно до переднего края обороны противника. Партизанский отряд, не встретив сопротивления немцев, проник за передний край и углубился во вражеский тыл, а сопровождавшие его аэросани возвратились на прежнюю исходную позицию.

2 вззод аэросаней следовал на левом фланге лыжников. При подходе к о. Метчи-Шара лыжная группа была встречена сильным пулемётно-миномётным огнём противника. Одновременно враг перешёл в контратаку и заставил группу отойти. Создалась напряжённая обстановка. Командир 2 взвода, оценив создавшееся положение, внезапно атаковал противника во фланг. Взвод повёл атаку в резком и стремительном темпе, и противник был остановлен, а затем отброшен.

После этого лыжная группа возобновила наступление на северо-восточную часть о. Метчи-Шара.

Подтянув свежие силы, противник предпринял вторичную контратаку и пытался преследовать наших лыжников.

Но 2 взвод вместе с подошедшим 3 взводом (резервным) вновь атаковал и отбросил противника в исходное положение, и лыжная группа получила возможность отойти в исходный район. Отбросив противника на о. Метча-Шара, 2 и 3 взводы также отошли в исходный район.

Таким образом, решительные действия аэросанных подразделений сорвали попытки противника преследовать нашу лыжную группу.

Действия 8 басб в районе о. Речной

8 басб действовал в составе 313 сд. Вечером 14.2.43 командир батальона получил задачу: «Во взаимодействии с лыжным отрядом уничтожить вражеский гарнизон на о. Речной (схема 7). Для выполнения задачи командир батальона выделил 3 роту боевых аэросаней, которая ночью 15.2 заняла исходную позицию в районе Пигматка. На рассвете 15.2 аэросанная рота и лыжный отряд вышли с исходной позиции. Аэросачная рота двумя взводами патрулировала западнее и юго-западнее о. Речной с целью не дать противнику выйти из района Бор. Будянцев в направленйи на о. Речной и одним взводом севернее м. Кар. Наволок.

Лыжный отряд, заняв исходный рубеж в районе Безымянные острова, 1,5 км северо-восточнее о. Речной, перешёл в наступление, но был встречен организованным пулемётным и минометным огнём противника.

После 10-минутного миномётного обстрела немцы перешли в контратаку и потеснили отряды лыжников. Командир аэросанной роты, учтя создавшееся положение, решил контратаковать противника во фланг и тем самым сорвать его попытки преследовать наших лыжников.

Рота, атакуя на большой скорости, открыла сильный пулемётный огонь и отбросила противника на исходный рубеж с большими для него потерями. После этого рота вышла в район сбора — безымянные острова (4 км юго-восточнее Пигматка).

В ходе боёв были освобождены из плена наши раненые лыжники, захваченные немцами во время контратаки.

В результате умело проведенного манёвра и решительных действий аэросанной роты контратака противника была сорвана, и враг, понеся потери, отошёл в исходное (положение.

Этот же батальон в другом бою выполнял задачу по переброске десанта и уничтожению группы противника, окружившей роту наших лыжников.

В результате боя с нашими частями на рассвете 9.2.43 в районе Пинема-Губа (Карельский фронт) противник, используя своё численное превосходство, окружил роту лыжников 33 олбр (схема 8).

Одновременно 8 басб, находясь в выжидательном районе на о. Мурдо-Шари, подвергся налёту авиации противника.

Аэросанный батальон, приданный 33 олбр, получил задачу перебросить десант и, взаимодействуя с ним, уничтожить противника и освободить роту лыжников.

Через 45 минут после получения приказа рота транспортных аэросаней с десантом автоматчиков под прикрытием роты боевых аэросаней выступила в район Пинема-Губа на выполнение задания. После высадки десанта транспортные аэросани отошли в укрытие, а боевые расположились в засаде с целью отрезать неприятелю путь отхода через озеро.

Противник, атакованный десантниками, начал отходить по двум направлениям: через лес и по озеру. Вражеская группа, отходившая по озеру, была встречена массированным огнем боевых аэросаней. В результате противник, разомкнув кольцо окружения наших лыжников, был вынужден отказаться от движения по озеру и отошёл в леса, после чего аэросанные роты с десантом и лыжниками начали движение в исходный район.

Удачным манёвром аэросанных подразделений, проведенным во взаимодействии с десантом, враг был рассеян, а рота лыжников выведена из окружения.

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЭРОСАННЫХ БАТАЛЬОНОВ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

Действия 7 и 40 аэросанных батальонов в районе Тетери

7 басб и 40 тасб входили в состав подвижной группы 5А, в которую были включены 153 тбр и два лыжных батальона.

4.3.43 подвижная группа получила задачу с выходом 352 сд и 29 гв. сд на рубеж Секарево, Кузнечики преследовать противника в направлении г. Гжатск и выйти в район Черногубцево, Колокольня.

В 18.30 4.3.43 аэросанные батальоны вошли в Воробьево, где от командира 153 тбр получили приказ перебросить из Ласкино в район Тетери (7 км севернее г. Гжатск) десант в составе стрелково-пулемётной роты мото-стрелково-пуле-мётного батальона 153 тбр и сапёрной роты; десанту была поставлена задача ударом с тыла овладеть Тетери, основным опорным пунктом противника на подступах к г. Гжатск, и в дальнейшем вести разведку и разминирование дорог на северной окраине г. Гжатск (схема 9).

В 19.00 4.3.43 аэросанные батальоны вышли из Воробьево в направлении на Ласкино, куда прибыли через 20 минут, и, посадив на транспортные аэросани десантную группу, выступили на выполнение задачи. Аэросани, совершив на большой скорости десятикилометровый марш по бездорожью, высадили десант в 1 км северо-восточнее Тетери, после чего 40 тасб вышел в район сбора — Мервино.

На 20 транспортных аэросанях в район Тетери был переброшен десант в 130 человек (98 автоматчиков с 4 ручными пулемётами и 1 станковым пулемётом и 32 сапёра). Пулемёты были установлены на крышах аэросаней. Противник, обнаружив высадку десанта, открыл по нему сильный миномётный огонь из Тетери.

Автоматчики повели стремительное наступление на Тетери. Одновременно 7 басб открыл огонь по флангам противника. Немцы после непродолжительного боя начали беспорядочно отходить на западный берег р. Гжать; десантники овладели Тетери и совместно с 7 басб удерживали этот населённый пункт до подхода наших частей.

Внезапность атаки ночью и огневая поддержка аэросаней позволили лыжникам быстро занять Тетери.

В итоге совместных действий была перерезана дорога Гжатск—Тетери и захвачен важный опорный пункт противника на восточном берегу р. Гжать. По овладении Тетери сапёры быстро разминировали путь для прохода танков подвижной группы, дав им возможность продолжать преследование противника.

6.3.43 7 басб высадил десант (43 человека) 500 м западнее Ломы (7 км западнее г. Гжатск). Выполнив задачу по высадке десанта, батальон сосредоточился в Черногубцево.

В ночь с 9 на 10.3.43 7 басб получил задачу: «С десантом в 50 человек выйти в район леса 1 км юго-западнее Стар. Мельница и, захватив дороги, идущие на Леонтьево, отрезать пути отхода противнику».

В 21.30 9.3.43 батальон с десантом занял указанный район.

Все попытки противника прорваться из Стар. Мельница на Горки были отбиты; побросав технику и обоз, противник в беспорядке отступил.

В результате боевых действий 7 басб и десант 28 сбр за день продвинулись на 18 км и заняли ряд населённых пунктов, потеряв от миномётного огня только одни аэросани.

Аналогично действовали на Западном фронте и другие аэросанные батальоны.

Так, 4.3.43 6 басб в составе 18 боевых аэросаней с десантом автоматчиков атаковал противника, поспешно занявшего оборону в Стар. Кузнецове; после третьей атаки противник, понеся потери в живой силе и технике, был выбит из Стар. Кузнецово.

Наши потери: миномётным огнем подбиты одни аэросани.

7.3.43 батальон в составе 12 боевых аэросаней, следуя к месту расположения десанта, чтобы взять его на сани, был встречен сильным артиллерийско-минометным огнём противника из Бол. Осиновка и Собачкино. Батальон с хода, под огнём противника, развернулся в «линию», трижды атаковал эти пункты, после чего овладел ими.

Наши потери: 8 аэросаней подбито пулемётным и миномётным огнём.

11.3.43 7 басб вместе с десантом получил задачу занять исходную позицию в Ефремове с тем, чтобы по достижении 4 ротой 28 сбр Починки войти в район Починки и совместным ударом с 4 ротой 28 сбр занять Лубня. По овладении Лубня выставить засаду на северной опушке рощи 5 км севернее Лубня, где перерезать дорогу Касня — Горлово.

Поставленную задачу батальон выполнил, при этом противник понёс большие потери.

Действия 20 басб в районе Александровка

Помимо описанных боевых действий, аэросанные части самостоятельно решали задачи преследования отходящего противника.

20 басб, находясь в подчинении командира 133 сд, сосредоточился на исходной позиции южнее Орехово (схема 10).

В 14.30 5.3.43 командир 20 басб получил задачу: «Батальону с исходной позиции атаковать отходящего из Середа противника, перерезать дороги, идущие из Середа на Катерюшки и Сверкушино, и овладеть Александровка».

Командир батальона решил атаковать противника двумя ротами, оставив одну роту в резерве.

В 21.00 5.3 батальон выступил на выполнение задачи. 3 рота, двигаясь по маршруту Орехово—Поповка—Кунье-во—Середа, атаковала противника у Середа. Одновременно 2 рота, следуя по маршруту Орехово — Карпове—Филиппово, атаковала отходившего противника у Филиппово. 1 рота, находясь в резерве командира батальона, следовала за 2 ротой в готовности развить успех из-за правого фланга.

Противник, атакованный одновременно с двух направлений, оказывал незначительное сопротивление и, неся потери, начал отходить на Александровка. Батальон, продолжая преследование, не дал противнику возможности закрепиться в Александровка и к 2.00 6.3 полностью овладел этим пунктом.

Командир батальона, правильно оценив обстановку, принял смелое решение атаковать у Александровка отходящую колонну противника с флангов, действуя в боевом порядке «углом вперёд».

В результате атаки колонна противника была рассеяна. Батальон поставленную задачу выполнил успешно.

Наши потери: пулемётным огнём подбиты двое аэросаней.

6. ПОСТАНОВКА АЭРОСАНЯМИ ДЫМОВОЙ ЗАВЕСЫ

Группа аэросаней 39 тасб впервые в практике аэросанных частей была использована для постановки дымовых завес.

28.2.43 группа аэросаней 39 тасб, находившаяся в подчинении штаба Краснознаменного Балтийского флота, получила задачу прикрыть дымовой завесой боевые корабли в гаванях и военные объекты Кронштадта, которые подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны противника. На постановку дымовой завесы вышло трое аэросаней, оборудованных специальными аппаратами для дымопуска.

Первая дымовая завеса, поставленная аэросанной группой, закрыла разрывы вражеских снарядов, и для противника сразу усложнилась корректировка огня. Вскоре противник перенёс массированный огонь по аэросаням, пытаясь вывести их из строя. Разрывы ложились в непосредственной близости от аэросаней, что значительно усложнило их действия. Несмотря на это, аэросани в течение шести часов прикрывали объекты. За это время противник выпустил более 1000 снарядов, однако не нанёс серьёзного ущерба ни прикрываемым объектам, ни аэросаням. После того как противник прекратил артиллерийский обстрел, аэросани вернулись на свою базу.

Несмотря на систематический артиллерийский обстрел, которому подвергались аэросани, свою задачу они выполнили успешно.

7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ АЭРОСАНЕЙ

Транспортные аэросанные батальоны широко использовались для подвоза боеприпасов и продовольствия и для эвакуации раненых, когда другие виды транспорта из-за плохих метеорологических условий и глубокого снежного покрова не могли работать.

40 тасб с 20.2 по 20.3.43 в трудных метеорологических условиях перевёз 106.4 т боеприпасов и продовольствия, эвакуировал с поля боя в тыл на расстояние от 17 до 100 км 513 раненых. При перевозке грузов на каждые транспортные аэросани грузилось до 500 кг. Следовательно, батальон в составе 30 аэросаней поднимал 13—15 т.

Перевозка грузов производилась поротно, а иногда и по-взводно. После выгрузки грузов аэросани сосредоточивались в 1,5—2 км от места разгрузки. Опыт показал, что для транспортных аэросаней одной заправки горючего хватает на 160 км при средней скорости движения 25—35 км/час.

В период подготовки наступления наших войск на Северо-Западном фронте 11,18 и 35 тасб, приданные стрелковому корпусу, получили задачу перебросить личный состав легкоартиллерийских и миномётных подразделений с их материальной частью и боеприпасами на рубеж накапливания.

Перевозка материальной части артиллерии явилась для аэросанных батальонов новым делом, а потому командиры тасб во время подготовки к операции организовали тренировочные занятия. Ими были подготовлены районы погрузки, разведаны маршруты движения и т. п.

В день погрузки наступила оттепель, падал мокрый снег, но к вечеру температура снизилась до —20° и образовался плотный снежный покров, благоприятный для движения аэросаней.

Погрузка производилась ночью. По мере погрузки аэросани вытягивались на озеро и строились в колонны.

В 2.00 23.2.43 батальоны двумя колоннами выступили из района сосредоточения; в район назначения батальоны прибыли в указанные им сроки.

Средняя скорость движения аэросаней составляла 15 км/час. Колонны управлялись при помощи машин связи и световых сигналов (электрофонарей).

Транрпортные аэросани использовались не только для перевозки грузов, боеприпасов, для переброски личного состава, но и для буксировки техники.

За время, с 23.2 по 25.2.43 11, 18 и 35 тасб перевезли: 45-мм орудий — 22, станковых пулемётов — 10, миномётов — 18, мин — 220 ящиков, гранат — 100 ящиков, патронов — 900 ящиков, снарядов — 5000, продовольствия — 5,4 т, людей — 535; эвакуировано 840 раненых.

35 тасб большую часть работы провёл в ночное время при отсутствии на озере каких-либо ориентиров, и, несмотря на это, аэросани почти всегда выходили в указанные пункты и в назначенный срок.

Буксировка техники и перевозка грузов аэросанями вполне себя оправдали.

Транспортные аэросани наряду с боевыми использовались также для патрулирования и связи. Объектами патрулирования являлись:

а) озерные пространства на стыке войсковых соединении, побережье морских заливов и рек перед фронтом и на флангах наших частей;

б) не занятые войсками бездорожные участки местности на стыках частей и соединений.

При несении транспортными аэросанями патрульной службы им ставилась задача не допустить разведку противника на фланги и в тылы наших частей, а в случае перехода противника в наступление уничтожать его, взаимодействуя со стрелковыми частями.

Патрульная служба осуществлялась дозорами в составе взвода аэросаней и неподвижными постами и засадами.

Для патрулирования отводился участок размером от 10 до 25 км, а там, где противник был более активен, он сокращался примерно в два раза.

Транспортные аэросани также широко применялись для связи между штабами частей и соединений, особенно в тех районах, где отсутствовали зимние дороги.

ВЫВОДЫ

1. Аэросанные части наиболее целесообразно использовать на озерных и речных пространствах.

2. Наибольший эффект дало применение боевых аэросанных частей для преследования совместно с лыжниками отходящего противника, когда аэросани и лыжники, выполняя общую задачу, взаимно усиливают друг друга.

3. Целесообразно боевые и транспортные аэросанные части включать в подвижные группы танковых и механизированных войск, действующих в оперативной глубине обороны противника.

4. Аэросанные батальоны могут быть успешно использованы для внезапной атаки отходящего противника с флан-гов или с тыла. Лобовых атак надо избегать, так как при этом неизбежны большие потери. Аэросани нельзя применять на поле боя, где имеются траншеи, воронки и снежный покров глубиной менее 10-—12 см.

5. Опыт показал, что аэросанным батальонам ни в коем случае нельзя ставить задачу по преодолению (даже слабого) узла сопротивления лобовой атакой.

6. Вполне себя оправдало использование аэросаней для патрульной службы на пространствах, не занятых войсковыми частями, а также для обеспечения флангов и стыков от проникновения разведывательных групп противника.

7. Транспортные аэросанные части могут использоваться главным образом для обеспечения войск, действующих в отрыве от дорог, для подвоза боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия и для эвакуации раненых с поля боя. Кроме того, они могут перебрасывать подразделения стрелков, автоматчиков и сапёр с их материальной частью и боекомплектами, когда по условиям обстановки и местности другие виды транспорта использовать невозможно.

8. Использование аэросаней для буксировки техники себя оправдало, но не получило широкого применения.

9. Вполне оправдал себя и опыт переброски десантов на аэросанях. Для этой цели лучше всего использовать транспортные аэросани, но их нужно прикрывать боевыми аэросанями. Боевые аэросани для переброски десанта не приспособлены, хотя их и применяли иногда с этой целью.

10. Аэросанные части могут успешно действовать на открытой и малопересеченной местности со снежным покровом не менее 10—12 см. Скорость движения и проходимость их в значительной степени зависят от характера местности и снежного покрова; снежные сугробы, заносы, лощины, русла рек, мелкие кустарники трудно проходимы для аэросаней.

11. Личный состав аэросанных частей за зимние периоды 1941/42 г. и 1942/43 г. получил большой боевой опыт.

В итоге боевой практики выявились следующие недостатки аэросаней:

1. Ограниченность радиуса действий с одной заправкой.

2. Уязвимость пулемётно-миномётным и артиллерийским огнём, что ограничивает возможность для боевых аэросаней вести самостоятельно наступательные действия.

3. Несовершенство конструкции аэросаней, что затрудняет эсплоатацию и ограничивает их боевое применение.

_________

Главная страница В начало